• Единоверие
    • edinover 200 years
    • edinover 02 Jubiley
    • edinover start
    • edinover 04 stanovlenie
    • Размышления православного единоверца в день Святого Мученика Нестора
  • История храма
  • Икона Тихвинской Божией Матери
  • Храм сегодня
  • Храмовые праздники
    • temp
  • Православный календарь
    • Kalendar history История календаря
    • circles Богослужебные круги
      • sut krug
      • ned krug
      • god krug
    • stat cycle Неподвижный цикл
    • dyn cycle Подвижный цикл
      • pash 2011
  • Посты в православии
  • Наши прихожане
    • temp2
  • Мероприятия, события
    • Церковные мероприятия и события
      • diak Рукоположение Чижа
      • ierey Рукоположение Сергия Зиновьевича Чижа во священноиереи.
      • rozdestvo 2011
      • Liturgija_Kharlampy
      • Его Преосвященство, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав вручает очередную награду-золотой наперстный крест священноиерею Сергию Чижу, настоятелю Православного Единоверческого прихода Тихвинской иконы Божией Матери
      • Богослужебно-литургическое приобщение к древнерусскому благочестию
    • Культурные мероприятия
    • Музыкальные мероприятия
  • Фотоальбом
    • Chasovnja Часовня Тихвинской Иконы Божией Матери
    • Hram Храм Сергия Радонежского
    • Sluzby Богослужения
    • Priroda Природа
    • prazdniki Праздники
    • Kreschenie Крещение
    • Pogost Анинский погост (звонница, усыпальница)
    • tihvin_hram Храм Тихвинской иконы Божией Матери
    • Общение с единоверцами
    • Троица
    • Вербное Воскресение
    • Пасха
  • Знаменное пение
    • 1-й фестиваль знаменного пения 01
      • 1st Vsyplenie Вступительное слово
      • 1-й фестиваль знаменного пения 02
      • 1-й фестиваль знаменного пения 03
      • 1-й фестиваль знаменного пения 04
      • 1-й фестиваль знаменного пения 05
    • 2nd 2-й фестиваль знаменного пения
      • Вступительное слово
      • Духовный стих о праведном Иосифе
    • 3d-festival 3-й фестиваль знаменного пения
      • 3d-01 Вступительное слово
      • 3d-02 Стихира Пасхи и Пасха красная, знамен.распев 5 гл.
      • 3d-03-1-1 Моисейская песнь
      • 3d-03-1-2 Песнь о блудном сыне
      • 3d-03-2 "Отверзу уста мои"
      • 3d-04 Стих из притчи о блудном сыне
  • Наша фонотека
    • fest sound Фестивали звук
    • sounds sluzb Службы звук
  • Видео-альбом
    • video festivals Фестивали знаменного пения
    • Телеэфиры
    • Приход Тихвинской Иконы Божией Матери с высоты птичьего полета
    • Сергий Чиж на ТВ о единоверии
  • Публикации
    • Стражи древнего роспева
    • publik 02 Между храмом и музеем
    • П.Чиж, Архиепископ Андрей - князь Ухтомский
    • Проповедник единоверия. Афонский старец-единоверец схиархимандрит Михаил (Козлов)
    • Солженицын о старообрядчестве
    • АРХИЕПИСКОП НИКИФОР(ФЕОТОКИС)
    • Статья о Имперском Форуме
    • БОГОСЛОВСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ В СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТОЛКОВАНИЯХ И БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТАХ
    • о.Сергий Чиж о Единоверии на ТВ
    • П.Чиж "Консерватизм и либерализм в истории социальной философии по трудам Александра Александровича Киреева"
    • Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
    • Рассуждение о переводе Священного Писания на бытовой разговорный язык
    • ОБРАЗ ДУХОВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    • Знаменный распев — основа русского православного церковного пения
  • Преодоление раскола 17века
    • ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛА
    • Укажи нам путь, Одигитрия!
    • Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении
    • ЛЮБОВЬ ПОБЕДИТ ВСЕХ И ВСЯ Слово о единоверцах и о старце Павле Прусском
    • По стопам священномученника Симона Охтенского
    • АРХИЕПИСКОП УФИМСКИЙ АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) И ЕДИНОВЕРИЕ XX ВЕКА
    • С.Чиж Памяти священноархимандрита Павла Прусского (в миру Леднева Петра Ивановича)
  • Основы веры
  • Проповеди свщмч. Андрея
    • Проповедь на Крестопреклонную неделю
  • Наше творчество
    • Поэтическая страничка
    • Прозаические произведения малых форм, и иные литературные фрагменты
      • Листик и иголочка
    • Живопись
    • Фото и видео
    • Музыка
  • Молитвословия повседневные
  • Церковнославянский словарь
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Ю
    • Я
  • Главная
  • Новости
  • Календарь
  • Икона дня
  • Контакты
  • Службы
    • временный календарь

Между храмом и музеем

Валерия Климентьева

Источник: Санкт-Петербургский курьер

 


 

Как живут единоверцы в Петербурге

  С отцом Петром Чубаровым, настоятелем Никольской единоверческой церкви, преподавателем психологии в РГПУ имени Герцена, мы встречаемся в небольшой часовенке на улице Марата.

Отец Петр – крепкий, невысокого роста мужчина, с круглым лицом и густой бородой, рассказывает, как он стал настоятелем.

– У меня всегда был интерес к русской истории, древнерусской культуре с ее неповторимой эстетикой и ценностями. В нашем роду были и старообрядцы, а те, кто ходил в церковь, имели крепкую веру; вообще, в доме царил дух благочестия. Еще юношей я понял, что именно единоверие откроет мне врата в древнерусскую традицию, которая столь близка моему сердцу, – говорит отец Петр.

Единоверческая община была сформирована в Петербурге в начале девяностых. Жизнь отца Петра, как и жизнь прихожан, насыщенна и многообразна. Среди прочего вот уже 17 лет Чубаров вместе с общиной борется за возвращение в лоно церкви единоверческого Никольского храма, в здании которого находится Музей Арктики и Антарктики. Несколько лет единоверцы выигрывали городские судебные разбирательства, но федеральный суд признавал права музея.

– Мы, наша община, выдерживаем эти испытания, но условий для дальнейшего развития прихода, к сожалению, нет. Уже почти 17 лет мы молимся и бегаем с бумажками по различным инстанциям, – говорит отец Петр.

 

Особая группа

Единоверие – это особая группа приходов Русской православной церкви, которая живет в соответствии с церковными положениями и обрядами, существовавшими в церкви до реформ патриарха Никона в середине XVII века. В 1800 году императором Павлом I и Святейшим Синодом в лоне Русской православной церкви были официально учреждены единоверческие приходы.

– В отличие от старообрядцев, мы подчиняемся Русской православной церкви, но сохраняем древние богослужебные уставы, двуперстие, средневековое знаменное пение, – говорит отец Петр.

В дореволюционном Петербурге действовало 8 храмов; было устроено два единоверческих кладбища – Большеохтинское и Волковское.

По словам отца Петра, исторически так сложилось, что на протяжении всего существования единоверие воплощало стремление к преодолению церковного раскола, возникшего в результате реформ патриарха Никона.

– Сегодня ситуация меняется. На смену былому взаимному неприятию и бессмысленным упрекам постепенно приходит взаимное уважение, стремление к пониманию и диалогу между сторонниками старого и нового.

 

По полному чину

В поселке Павлово уже много лет существует единоверческая община. С одной стороны – Нева, быстрая, широкая. С другой – большое поле: деревянный храм, часовенка и несколько хозяйственных построек. Супруги Татьяна и Сергей Чиж почти двадцать лет поднимают единоверческий приход Тихвинской иконы Божьей Матери.

– Наш приход образовался в 1991 году, – рассказывает Татьяна, – в этом месте в начале XIX века стояла Тихвинская церковь. Теперь церкви нет, но есть часовня. Ее строительство велось тяжело, но когда приходилось совсем трудно, появлялись добрые люди, жертвовавшие средства на дальнейшее создание.

В этом году община, состоящая из 50 человек, собирается достроить деревянный храм во имя Сергия Радонежского. Рядом будет колокольня. Строительство школы, чтобы изучать Закон Божий, – тоже в планах.

От небольшой деревянной часовни, построенной чуть более десяти лет назад, веет стариной. Здесь недавно закончилась – воскресная служба. Пахнет ладаном и воском.

– Вот тут у нас вырыт погреб. В него мы ставим высокую купель для крещения полным погружением: открываешь люк в полу и ныряешь. А вот это паникадило, – объясняет Татьяна Чиж.

На вид обычное тележное колесо. Но на самом деле оно необычное – не езженое. Именно из таких колес всегда делали паникадила.

Идем дальше. Татьяна подводит меня к храму. Заходим внутрь. Резкий запах свежего дерева.

Кругом опилки. Несколько икон на престоле.

– Здесь работа только начинается. С колокольни открывается неповторимый вид. Сильный ветер пронизывает насквозь. Но Нева, пустынное шоссе, лес выглядят отсюда удивительно.

– Службы у нас длинные, по полному чину. Например, на Пасху служим до шести утра. И пение крюковое, – говорит Татьяна. – Оно очень сложное, гораздо сложнее, чем нотное. Каждый крюк имеет свою тональность, высоту, свой неповторимый дух.

О своем приходе Татьяна отзывается с большой теплотой и любовью.

– У нас в общине чудесные люди.

Так потихоньку рушатся стереотипы, что люди верующие – загадочны и странны. Нет, они встречают тебя приветливо и радушно. Любят жизнь и стремятся сделать ее лучше. Для того и живут.

http://www.religare.ru/2_50697.html