• Единоверие
    • edinover 200 years
    • edinover 02 Jubiley
    • edinover start
    • edinover 04 stanovlenie
    • Размышления православного единоверца в день Святого Мученика Нестора
  • История храма
  • Икона Тихвинской Божией Матери
  • Храм сегодня
  • Храмовые праздники
    • temp
  • Православный календарь
    • Kalendar history История календаря
    • circles Богослужебные круги
      • sut krug
      • ned krug
      • god krug
    • stat cycle Неподвижный цикл
    • dyn cycle Подвижный цикл
      • pash 2011
  • Посты в православии
  • Наши прихожане
    • temp2
  • Мероприятия, события
    • Церковные мероприятия и события
      • diak Рукоположение Чижа
      • ierey Рукоположение Сергия Зиновьевича Чижа во священноиереи.
      • rozdestvo 2011
      • Liturgija_Kharlampy
      • Его Преосвященство, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав вручает очередную награду-золотой наперстный крест священноиерею Сергию Чижу, настоятелю Православного Единоверческого прихода Тихвинской иконы Божией Матери
      • Богослужебно-литургическое приобщение к древнерусскому благочестию
    • Культурные мероприятия
    • Музыкальные мероприятия
  • Фотоальбом
    • Chasovnja Часовня Тихвинской Иконы Божией Матери
    • Hram Храм Сергия Радонежского
    • Sluzby Богослужения
    • Priroda Природа
    • prazdniki Праздники
    • Kreschenie Крещение
    • Pogost Анинский погост (звонница, усыпальница)
    • tihvin_hram Храм Тихвинской иконы Божией Матери
    • Общение с единоверцами
    • Троица
    • Вербное Воскресение
    • Пасха
  • Знаменное пение
    • 1-й фестиваль знаменного пения 01
      • 1st Vsyplenie Вступительное слово
      • 1-й фестиваль знаменного пения 02
      • 1-й фестиваль знаменного пения 03
      • 1-й фестиваль знаменного пения 04
      • 1-й фестиваль знаменного пения 05
    • 2nd 2-й фестиваль знаменного пения
      • Вступительное слово
      • Духовный стих о праведном Иосифе
    • 3d-festival 3-й фестиваль знаменного пения
      • 3d-01 Вступительное слово
      • 3d-02 Стихира Пасхи и Пасха красная, знамен.распев 5 гл.
      • 3d-03-1-1 Моисейская песнь
      • 3d-03-1-2 Песнь о блудном сыне
      • 3d-03-2 "Отверзу уста мои"
      • 3d-04 Стих из притчи о блудном сыне
  • Наша фонотека
    • fest sound Фестивали звук
    • sounds sluzb Службы звук
  • Видео-альбом
    • video festivals Фестивали знаменного пения
    • Телеэфиры
    • Приход Тихвинской Иконы Божией Матери с высоты птичьего полета
    • Сергий Чиж на ТВ о единоверии
  • Публикации
    • Стражи древнего роспева
    • publik 02 Между храмом и музеем
    • П.Чиж, Архиепископ Андрей - князь Ухтомский
    • Проповедник единоверия. Афонский старец-единоверец схиархимандрит Михаил (Козлов)
    • Солженицын о старообрядчестве
    • АРХИЕПИСКОП НИКИФОР(ФЕОТОКИС)
    • Статья о Имперском Форуме
    • БОГОСЛОВСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ В СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТОЛКОВАНИЯХ И БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТАХ
    • о.Сергий Чиж о Единоверии на ТВ
    • П.Чиж "Консерватизм и либерализм в истории социальной философии по трудам Александра Александровича Киреева"
    • Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
    • Рассуждение о переводе Священного Писания на бытовой разговорный язык
    • ОБРАЗ ДУХОВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    • Знаменный распев — основа русского православного церковного пения
  • Преодоление раскола 17века
    • ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛА
    • Укажи нам путь, Одигитрия!
    • Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении
    • ЛЮБОВЬ ПОБЕДИТ ВСЕХ И ВСЯ Слово о единоверцах и о старце Павле Прусском
    • По стопам священномученника Симона Охтенского
    • АРХИЕПИСКОП УФИМСКИЙ АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) И ЕДИНОВЕРИЕ XX ВЕКА
    • С.Чиж Памяти священноархимандрита Павла Прусского (в миру Леднева Петра Ивановича)
  • Основы веры
  • Проповеди свщмч. Андрея
    • Проповедь на Крестопреклонную неделю
  • Наше творчество
    • Поэтическая страничка
    • Прозаические произведения малых форм, и иные литературные фрагменты
      • Листик и иголочка
    • Живопись
    • Фото и видео
    • Музыка
  • Молитвословия повседневные
  • Церковнославянский словарь
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Ю
    • Я
  • Главная
  • Новости
  • Календарь
  • Икона дня
  • Контакты
  • Службы
    • временный календарь

Знаменный распев — основа русского православного церковного пения

25 января 2018 года в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Секция проходила под бессменным председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Куратором и ведущим мероприятия был секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов. На конференции в качестве слушателей присутствовали представители старообрядных приходов РПЦ (единоверцы), новообрядцы, интересующиеся старым обрядом, а также представители старообрядческих согласий.

 

Иерей Сергий Чиж, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в пос. Павлово-на-Неве Ленинградской области, выступил с докладом:

«Научно-практическая деятельность протоиерея Бориса Николаева в области богослужебного знаменного пения».

Протоиерей Борис Николаев родился в 1915 году в Пскове. Отца будущего священника убили в годы гражданской войны в собственном доме. Отец Борис от рождения имел слабое здоровье и очень плохое зрение. Борис служил псаломщиком в разных псковских храмах. После женитьбы принял диаконский сан. Спустя некоторое время он был арестован по вымышленному делу и осужден на 6 лет лагерей. После освобождения был рукоположен во священника и назначен настоятелем Введенского храма в селе Малые Толбицы под Псковом, где прослужил много лет. Затем стал духовником Богородице-Рождественской обители. При нем монастырь благоукрашается. Протоиерей Борис умер в 2005 году, в возрасте 90 лет, был погребен в монастырской часовне-усыпальнице. Протоиерей Борис большое внимание уделял знаменному распеву, занимаясь его изучением и популяризацией, в чем даже получил одобрение патриарха Алексия II. Его труды, в том числе магистерская диссертация «Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения», пролежали много лет под спудом.  

Протоиерей Борис отмечал, что после войны появилось сильное тяготение к старине. Он утверждал, что других, кроме знаменного распева, осмогласий нет, осмогласием владеет только знаменный распев. Отец Борис говорил, что православное богослужение не нуждается ни в золотых куполах, ни в богатом убранстве, ни в богатых облачениях, ни тем более в каких-то реформах. «Наши духовные израненные братья-старообрядцы ценой нечеловеческих усилий сумели сохранить очень многое из дораскольного церковного богатства наших благочестивых предков. Зачем изобретать что-то новое или разыскивать старое, непроверенное временем? Что мешает воспользоваться опытом людей, которые уже прошли это? Они же наши братья! Зачем дальше усугублять эти все противостояния?», — процитировал протоиерея Бориса Николаева докладчик. По словам отца Бориса, враг рода человеческого ударил в самое сердце православия — в знаменное осмогласие. В новообрядческой практике уже поют в унисон, «турецкой метроритмической традицией» или даже с «сатанинским бесстрастием», как на Валааме. Протоиерей Борис неоднократно указывал на непрофессиональное пение, упразднение антифонов, клиросов, появление передних и задних клиросов, верхних и нижних. «Крюк создан для точного выражения слова, это богословие в звуке, он раскрывает внутреннее содержание смысла», — процитировал протоиерея Бориса Николаева докладчик. «Чтобы разумно петь знаменное, надо жить знаменно», — говорил отец Борис. Иерей Сергий упомянул о возможной канонизации протоиерея Бориса Николаева в будущем.