Знаменный распев — основа русского православного церковного пения

25 января 2018 года в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Секция проходила под бессменным председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Куратором и ведущим мероприятия был секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов. На конференции в качестве слушателей присутствовали представители старообрядных приходов РПЦ (единоверцы), новообрядцы, интересующиеся старым обрядом, а также представители старообрядческих согласий.

 

Иерей Сергий Чиж, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в пос. Павлово-на-Неве Ленинградской области, выступил с докладом:

«Научно-практическая деятельность протоиерея Бориса Николаева в области богослужебного знаменного пения».

Протоиерей Борис Николаев родился в 1915 году в Пскове. Отца будущего священника убили в годы гражданской войны в собственном доме. Отец Борис от рождения имел слабое здоровье и очень плохое зрение. Борис служил псаломщиком в разных псковских храмах. После женитьбы принял диаконский сан. Спустя некоторое время он был арестован по вымышленному делу и осужден на 6 лет лагерей. После освобождения был рукоположен во священника и назначен настоятелем Введенского храма в селе Малые Толбицы под Псковом, где прослужил много лет. Затем стал духовником Богородице-Рождественской обители. При нем монастырь благоукрашается. Протоиерей Борис умер в 2005 году, в возрасте 90 лет, был погребен в монастырской часовне-усыпальнице. Протоиерей Борис большое внимание уделял знаменному распеву, занимаясь его изучением и популяризацией, в чем даже получил одобрение патриарха Алексия II. Его труды, в том числе магистерская диссертация «Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения», пролежали много лет под спудом.  

Протоиерей Борис отмечал, что после войны появилось сильное тяготение к старине. Он утверждал, что других, кроме знаменного распева, осмогласий нет, осмогласием владеет только знаменный распев. Отец Борис говорил, что православное богослужение не нуждается ни в золотых куполах, ни в богатом убранстве, ни в богатых облачениях, ни тем более в каких-то реформах. «Наши духовные израненные братья-старообрядцы ценой нечеловеческих усилий сумели сохранить очень многое из дораскольного церковного богатства наших благочестивых предков. Зачем изобретать что-то новое или разыскивать старое, непроверенное временем? Что мешает воспользоваться опытом людей, которые уже прошли это? Они же наши братья! Зачем дальше усугублять эти все противостояния?», — процитировал протоиерея Бориса Николаева докладчик. По словам отца Бориса, враг рода человеческого ударил в самое сердце православия — в знаменное осмогласие. В новообрядческой практике уже поют в унисон, «турецкой метроритмической традицией» или даже с «сатанинским бесстрастием», как на Валааме. Протоиерей Борис неоднократно указывал на непрофессиональное пение, упразднение антифонов, клиросов, появление передних и задних клиросов, верхних и нижних. «Крюк создан для точного выражения слова, это богословие в звуке, он раскрывает внутреннее содержание смысла», — процитировал протоиерея Бориса Николаева докладчик. «Чтобы разумно петь знаменное, надо жить знаменно», — говорил отец Борис. Иерей Сергий упомянул о возможной канонизации протоиерея Бориса Николаева в будущем.