ОБРАЗ ДУХОВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Посвящается памяти незабвенного молитвенника и помощника православных единоверцев священноархимандрита Андреяна(Кирсанова). 

 

Вначале данного повествования,  определимся с основным термином и его смысловым значением. В «Чине Исповедания» издательства «Печатник» 2005 г. и в «Чине Исповеди» издательства «Слово» 2009 г., которые будут служить для нас твердым основанием  и первоисточниками для исследования, как нетронутые временем и неискаженные «правщиками» 17 века и Синодального периода, такое понятие как духовник в современном представлении почти отсутствует. Принимающий Исповедь, именуется как духовный отец, священник, иерей, духовник иерей и лишь единожды, перед прочтением разрешательных молитв, лицо исповедающее именуется духовником. Какой же смысл вкладывается в это понятие?

Изначально, духовник — слово из монастырского обихода. В обителях — это священноинок, священноигумен, священноархимандрит, он же духовный водитель по узкому и многосложному спасительному пути. Духовнику еженедельно или почти каждодневно исповедаются греховные помыслы, он незаменимый помощник и советчик в борьбе со страстями.    

Мирское приходское  «духовничество» в современном понимании, также выстраивается по образцам монастырской практики, но, как правило, в очень искаженном виде, и оно напоминает «ролевую игру»1,заканчивающуюся почти всегда проигрышем обеих сторон, например: благословение семейным священником на иноческий постриг; благословение неканонических разноконфессиональных брачных сожительств; своевольное распоряжение чужой недвижимостью; сознательное ослабление или лишение волевого начала у пасомых; доверительно–панибратские отношения духовника с криминальными структурами; психологическое воздействие насильственного характера и многое другое. Для большей ясности, определимся в терминологии и будем в нашей работе величать исповедующего священноиерея  не как духовника – вершителя человеческих судеб, а как духовного отца – смиренного совершителя Великого Таинства.

Относительно недавно появилось такое явление, как «младостарчество», но оно уже принесло с собой множество догматических искажений, приводящих порой к трагическим последствиям. 

Нелишне будет упомянуть и о том, что автор рассуждает с позиции своей конфессиональной принадлежности к древлеправославной (старообрядческой по книжным источникам) традиции, так как принадлежит и исповедует Русское Православное Единоверие.

До двадцатых годов 20 века далеко не всякому священнику дозволялось быть исповедующим пастырем, т.е. носить звание духовного отца наставника. В богоборческую эпоху по причине физического истребления, отпадения в обновленческую ересь, ухода в катакомбы и истязания в концентрационных лагерях духовенства, массовых репрессий всех верующих, появились духовные наставники, претерпевшие страдания лагерной и военной жизни. Они мудро окормляли паству, оберегая от соблазнов «развитого социализма» и «тлетворного влияния Запада». В 17 веке мы не находим указаний о существовании каких-либо особо уполномоченных исповедующих попов. С тех пор минуло более 300 лет, отошли в вечность и души почти всех старцев-исповедников. Всем им Вечная Память. Сегодня никто нам не заменит этих любвеобильных пастырей-страдальцев кровавого 20 века. Они показали своей жизнью, что такое образ истинного пастыря овец православных, сокращенно попа. Как много вопросов возникает сегодня об одном из важнейших средств спасения – Великом Таинстве Исповедания. Попробуем ответить на некоторые из них, обозначая при этом служебные действия и человеческие качества духовного отца-исповедника для живого представления его образа в наше непростое время.

Для этого, прежде всего, кратко ознакомимся с содержанием «Чина Исповеди». Необходимыми условиями для совершения Таинства, являются: наличие нужного количества времени и несовместимость с другими молитвословиями, богослужениями, а Исповедь во время Божественной Литургии вовсе кощунственна и никак недопустима. Подобные действия были признаны ересью «многогласия» и осуждены соборно еще в 16 веке.2 

Пред иконою Господа нашего Исуса Христа, «а аще в церкви пред Царскими враты и пред аналоем со Святым Евангелием и Честным Крестом»3. совершаются входные и начальные молитвы с поклонами, далее чтутся 4 молитвы, 5 псалмов, тропари и вопросник исповедания Веры. Затем следует свыше 300 приуготовительных вопросов к различным категориям исповедников персонально: мужчинам, женатым, вдовцам, власть имущим, чиновникам, судьям, военнослужащим, детям, девицам, женщинам, замужним, вдовицам, девственницам, неизлечимо больным, священникам, епископам, игуменам, священноинокам,  дьяконам, иеродьяконам, инокиням, игумениям. После этого начинается индивидуальная исповедь – собеседование.

Рисуя в своем воображении образ мудрого пастыря, хотелось бы предостеречся от буквализма при изучении исповедальных, церковных традиций прошлого. Сейчас стало привычным выдергивать что-либо из традиций  далекого прошлого и безрассудно вставлять это в современные богослужения и молитвословия. Желание испытывать острые ощущения свойственны сегодняшним праздноумцам и не должны прельщать боголюбивых пастырей. Чрезмерное увлечение богослужебным «антиквариатом» может нарушить хрупкий баланс в содержательном исполнении богослужебных молитвословий, которые создали и завещали нам беречь Святые Отцы. В своей полноте и совершенстве, наше богослужение сформировалось к середине 17 века и образ духовного наставника никоим образом не может быть похожим на антиквара-старьевщика, заносящего в стены церковные всякий хлам. Духовным богатством для пастыря-наставника сегодня является старина Святоотеческая, святорусская, православная.

Не обойти нам без внимания и внешний вид или зримый образ современного священника. Невзирая на очень разнообразный ассортимент различных форм и фасонов повседневной одежды священнослужителя нашего времени, образ пастыря зачастую может затеряться в толпе, так как многие отцы предпочитают носить гражданскую форму. Какие же функции, в таком случае, носит форма, оберегающая и сохраняющая содержательную сущность иерея? Не офисной ли одежды, предписанной дресс-кодом или театрального костюма, соответствующего роли актера? Совсем не хочется дальше развивать эту мысль, касающуюся внешнего вида пастыря. На протяжении истории нашей Церкви неоднократно предпринимались попытки подменить служителя – артистом, духовника – надсмотрщиком, богослужение – театрализованным концертом, храм – театром, церковную лавку – торжищем. Но это всего лишь проявления богоборчества в его еретических формах. Да не смешается образ пастыря в современном мире с образом религиозного шоумена.

Во все времена брадобритие, обстрижение усов, отращивание волос мужчинами, не говоря уже о заплетании их в косу, подобно женщинам, а также бритье головы налысо признавалось противоестественным, языческим, еретическим латинским обычаем. В Большом Потребнике, там же, где изложен Чин Исповедания, только на другой странице написаны страшные слова «Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже острищати и брити браду»4. Так и хочется по этому поводу воскликнуть : «Возлюбленные собратья, отцы-наставники, при всех ваших духовных совершенствах давайте покажем нечестию мира сего, что мы не служители демона, но продолжатели образа жизни во плоти, которую Господь наш Исус Христос проводил на земле нашего ради спасения!». А вот слова 96 правила Шестого Вселенского Собора в толковании Зонара возвращают нас в день сегодняшний, заставляя вспомнить о том, что мы «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражати во плоти житию Его». Даже если это подражание выражено чисто внешне, оно способно сохранить внутреннее содержание, так как содержательность не облеченная в форму ничего значительного собой не представляет, потому что податлива любым влияниям извне. 

Какой же образ духовного отца-наставника хотелось бы видеть сегодня? Не будем касаться участи «земных ангелов», монастырских старцев — духовников, если таковые еще остались. Духовным отцам, окормляющим мирское население, нужно научиться прежде всего окормлять свои собственные семьи, служить примером высокой нравственности, нестяжания, постничества и скрупулезного исполнения молитвенно – богослужебных обязанностей. Немало препятствий можно повстречать на этом пути. Следует с большой рассудительностью относиться к деятельности в таких областях как бизнес, психология, шоу-индустрия, религиозно–виртуальная интернет деятельность. Заниматься духовным окормлением пасомых возможно только руководствуясь святоотеческим опытом. В «Чине Исповеди», с которым мы познакомились немного ранее, зафиксирован и подробнейшим образом представлен многовековой опыт Таинства духовного обновления кающегося человека. Всякие нововведения и эксперименты, в этом направлении, несомненно опасны. 

«Никто в мире не берется учить других какому-либо искусству, не изучив его сам наперед с самою тщательною подготовкою. Как же безрассудно поступают те, которые дерзают принимать на себя пастырское служение, нисколько не приготовившись к этому служению, между тем как управление душами человеческими есть искусство из искусств!»5  

Анинский погост 12.03.2018

Священноиерей Сергий (Чиж)

 

 

Литература

1. Азбука веры. Православная библиотека. Покаяние, исповедь, духовное  руководство. протоиерей Владимир Воробьёв [Электронный ресурс] // [Офиц.сайт] URL: https://azbyka.ru/pokayanie-ispoved-duxovnoe-rukovodstvo  (28.02.2018)

2.   Библиотека Якова Кротова. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Х-ХХ ВЕКОВ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. СТОГЛАВ [Электронный ресурс] // [Офиц.сайт] URL: http://krotov.info/acts/16/2/pravo_05.htm (28.02.2018)

3. Епископ Арсений Уральский (А. В. Швецов) КРАТКИЙ НОМОКАНОН И ЧИН ИСПОВЕДИ. — Новосибирск, 2009 — С. 3

4. Материнство. [Электронный ресурс] // [Офиц.сайт] URL: https://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=396294 (28.02.2018)

5. Азбука веры. Православная библиотека. святитель Григорий Великий (Двоеслов). Правило пастырское или о пастырском служении. протоиерей Владимир Воробьёв [Электронный ресурс] // [Офиц.сайт] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/ (28.02.2018)