П.Чиж "Консерватизм и либерализм в истории социальной философии по трудам Александра Александровича Киреева"

Киреев Александр Алексеевич, военный и общественный деятель, публицист славянофильского направления.

 

Введение

          В современном мире мы наблюдаем прогресс, в котором либерализм занимает главенствующее место. Свидетельством этого может служить общность в интересах народных масс. Единство - это лучшее, что может быть в обществе, но в данный момент, объединяющей идеей является не гармония, «соответствующая эстетическим законам, дающая согласованность частей в расчлененном целом» , а приобретенная со временем форма индивидуального гедонизма , к которому можно отнести лозунги некоторых людей современности: «Бери от жизни все!».

Подобный лозунг, есть плод метаморфоз либерализма, которые обязательно приведут к расколу в обществе в какой-нибудь области деятельности и жизни человека. Причиной любого раскола были и будут  живущие  для себя гедонисты и эгоисты, воспитанные удобным для них либерализмом.

Консерватизм, служит антитезой пагубному направлению мысли, он сохраняет  традиционные и моральные ценности общества, которые веками складывались в одну единую национальную систематизированную семью.

Приверженцы консерватизма, это люди рыцарски благородного типа, служившие фундаментом для старой Императорской России. Они преодолевали расколы, предотвращали революции всеми силами и средствами, не теряя при этом человеческого облика. Самым очевидным примером этого, является деятельность «воцерковленного солдата»  Александра Александровича Киреева, который поддержал и доработал формулу: «Россия —  Церковь в государственной оболочке» .

В ходе нашей работы мы рассмотрим по отдельности либерализм и консерватизм, также попытаемся раскрыть их влияние на историю социальной философии. Рассмотрим, что предлагает А.А. Киреев, выдающийся публицист и мыслитель, боевой генерал от кавалерии «последний могиканин» славянофильства» .  Также мы поясним, что такое славянофильство Киреева и чем оно отличается от консерватизма и либерализма. Современному обществу необходимо знать социальную историю. Несомненно, это позволит расширить  взгляд на происходящее в мире. 

 

1. Общая характеристика понятия консерватизм и либерализм

Прежде чем приступить к анализу произведений Александра Александровича Киреева, нам необходимо понять, что такое консерватизм, и что стоит за этим термином. 

«Консерватизм (франц. conservatisme от лат. сonservare — охранять, сохранять) — одно из основных  направлений политической философии, которое выражается в исторически конкретной политической идеологии» . В особенности для консерватизма характерна идея о сохранении устоявшихся традиций и ценностей общества, а также превыше всего выделяется монархический «культ сильного государства (в нашем  случае — самодержавного  государства),  приоритет  его  над интересами  индивида, поскольку человек нуждается во имя собственного же блага в твердой руководящей руке» . Важнейшей ценностью русского консерватизма, является религия, которая, «придает смысл истории  и отдельной  человеческой  личности.  Религиозное  мировосприятие  предполагало признание естественного неравенства людей и необходимости общественной иерархии, применительно к реалиям того времени — иерархии сословий, связанных между собой духовными узами и взаимными обязанностями» .  Церковь дала достаточное мощное подспорье, поскольку она охватывала всю общественную жизнь — «от быта до политики» .

В Российской империи активное движение консерваторов пришлось на конец 18 века и на начало 19 века, причиной этому было то, что среди русского образования стали доминировать европейские идеи либерализма «в основе которых лежали ценности противоположного порядка: атеизм, материалистическая ориентация политики, моральный релятивизм, культ рассудка, рационализм, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм, приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство, культ личных прав и свобод…»  Однако, консерваторы не выступали, как противники всего нового, их цель была направлена против абсолютизации принципа новизны, чтобы то, что уже устоялось не было обесценено, забыто и попрано. Именно, так называемая «европеизация» Российской империи, в лице интеллигентного дворянства, и привело к русскому консервативному движению, направленному против давления Европы. Для оказания достойного противодействия «силам Запада» необходима была крепкая сплоченность народа, как в интересах и традициях, так и в бытовой жизни, отсюда, еще одно направление консерватизма — «Народность». Таким образом, форму русского консерватизма можно выразить в формуле — «православие — самодержавие — народность» . 

Мы рассмотрели понятие консерватизма на примере российского консерватизма, так как он в своей сущности уникален и в значительной степени отличается от первого. Но мы лишь вскользь, упомянули о либерализме, который и явился толчком к возникновению консерватизма в Российской империи. 

«Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы» . 

Из этого следует, что для либерализма в отличии от консерватизма, где основной точкой является общество с едиными традициями и нравственными ценностями, общество, которое находится в руках у самодержавного государства, теперь в противовес выдвигаются иные ценности, каждый человек — индивид, каждый человек сам знает, что ему надо, и какие цели он преследует в жизни, у каждого своя оценка морали и своя планка поведения, в обществе, где все свободны и каждый имеет право слова и свободу действий, общий регламент всего поведения — конституция, содержащая в себе права и обязанности. Можно подвести итог, что консерватизм и либерализм как два направления, в своем начале, значительно противоречат друг другу в свои ценностях. 

           Либерализм, как правило, не имеет конкретной программы развития общества, он очень гибок, его толкование меняется от десятилетия к десятилетию — это отрицательная его черта, а консерватизм — это цельная программа для развития, которая не подвластна таким чудовищным мутациям и метаморфозам. 

Для Российской империи, подобное идейное течение могло нанести очень сильный урон по вековым традициям и устоям. На защиту ценностей сформировывались общества, которые помимо того, что вынашивали идеи о сохранении политических, религиозных, культурных, нравственных традиций, так еще и посвящали всю свою жизнь на попытки реализации этих идей в жизнь. 

 

2. Биография А.А. Киреева

А. А. Киреев — один из наиболее ярких представителей славянофильства, который мало изучен исследователями. Родился 23 октября 1833г., умер 13 июля 1910 г, прожив достойно свою жизнь.

Как человек, он отличался скромным нравом, усердием и трудолюбием. Свою приближенность к престолу считал высшим даром, который обязывал служить на благо русского народа.  Киреев печатал все свои труды, не требуя гонорара и платы, эта черта очень характеризует его личность. Был всегда оптимистом и восторженным славянофилом, сторонником единения христианских Церквей.  
В статье К. А. Соловьева, посвященной биографии А.А. Киреева, отмечается тот факт, что по Петербургу ходили слухи, что он был незаконнорождённым сыном императора Николая  I от известной столичной красавицы А.В. Алябьевой.
 
  В 1832г. Александра Алябьева вышла замуж за Александра Николаевича Киреева, офицера Ольвиопольского гусарского полка. Немного побыв в столице, семья Киреевых переехала в Москву, где и родился Александр, а 7-лет спустя — его  сестра Ольга и брат Николай. Крестным отцом  всех детей был сам Николай I, видимо  добродушное  отношение к семье Киреевых императора вызвало  в светском обществе реакцию в виде непотребных слухов. Красотой и мудростью отличалась Александра Васильевна: любящая мать тяготела к наукам, интересовалась философией и новостями политики — сфера ее интересов была очень широка. Мать семейства была и очень хороша собой. Слухи об ее красоте гремели в Москве и столичном Петербурге, ее красоту и мудрость воспевали поэты А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов: 
«…Влиянье красоты Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой...» — писал А.С. Пушкин в своем стихотворении «К Вельможе». «Вам красота, чтобы блеснуть, Дана; В глазах душа, чтоб обмануть, Видна!.. Но звал ли вас хоть кто-нибудь: Она?..»: написал 17-летний М.Ю. Лермонтов, встретивший на бал-маскараде Алябьеву. Многие собеседники говорили, что при разговоре с ней на любимые темы о метафизике, политике, искусстве, хотелось сказать: «Ах, сударыня, какой у вас красивый нос…».  Александра Васильевна оставалась счастливой матерью, все ее дети стали выдающимися людьми. Умерла она в 1891 г.
Семья Киреевых была хорошо знакома с семьей Аксаковых, Самариных, Хомяковых — все они были соседями в Тамбовской губернии, где находилось родовое имение Киреевых. Когда умер А.Н. Киреев,- отец семейства, с соболезнованиями о почившем к вдове приехал сам император Николай  I. По указанию императора, старший сын Александр был определен в Пажеский корпус, пройдя обучение, добровольно поехал воевать в Крым (1853г. — 1856г.), где зарекомендовал себя как военный высокого класса. 
Далеко не у всех Киреев вызывал симпатию, по наследству от матери ему досталась способность постоянно совершенствоваться, не обращая внимания на окружающих соперников, многих это злило. Например, граф С.Д. Шереметьев  невзлюбил его сразу, он относил Киреева к разряду «светских львов» и бездельников. 
Вернувшись с войны, герой войны поступил в вольнослушатели Санкт-Петербургского университета, чтоб пополнить запас знаний. До самой старости занимался штудированием книг по этике, эстетике, философии и богословию. А в 1862 г. был назначен адьютантом великого князя Константина Николаевича, которому приглянулся  его деятельный характер и дипломатический подход к различному роду дел. Стоит обратить внимание на тот факт, что именно Киреев способствовал примирению великого князя с А.А. Киреевским, публицистом и сотрудником изданий, «Богословский вестник», «Церковные ведомости» , Акт примирения состоялся в Польше в 1863 г., когда царская Россия подавляла восстание в Польше, поднятое  почитателями зловредного для нас запада.   
  
В 1892г. — великий князь Константин Николаевич скончался. Киреев сразу после смерти переехал в Павловский дворец, где проживал в доме вдовствующей жены великого князя. Там же и находился долгое время император Александр III. Стоит отметить, что император не испытывал к нему симпатий и открыто об этом высказывался, но все знали, что «лучше Александра Алексеевича нет человека на свете» . Л.А. Тихомиров вспоминал, что тот готов был идти на многие личные жертвы, чтобы помочь попавшему в беду незнакомцу. Когда Кирееву было около шестидесяти лет, он «выглядел не только молодцом, а, пожалуй, даже красавцем… Это был мужчина крупный, высокого роста, крепкий и стройный, щегольской военной выправки…. На нем все было чисто, изящно, мундир обтягивал талию как вылитый, сам он держался ровно и стройно, все манеры элегантные, обращение изысканно-вежливое… Он строго держался “хорошего тона” — быть всегда спокойным, в самообладании, избегая всяких резкостей. Короче, это был тип высшего аристократического воспитания доброго старого времени».  Жил А.А. Киреев в скромно обставленных трех комнатах. «Сам же хозяин вносил в эти комнаты одну своеобразную черту: множество холодного оружия, развешанного по стенам.» 
  Киреев отличался особой твердостью, отстаивал свои идеалы. Приняв вызов Первой русской революции 1905 года, он занялся партийным строительством. Создал консервативные объединения, имеющие в своем фундаменте славянофильскую идейную программу, был в числе лидеров объединения «Отечественный союз», «Знаменательный день». Но надежды на существование подобных обществ, призывающих быть в числе «консервативных «земско-сборников» (сноска на дневник), были подорваны Манифестом 17 октября 1905 г., который вводил законодательное представительство и, соответственно, провозглашал конституционную форму правления. Подобное решение властей обрубало все надежды на реализацию славянофильства и консерватизма.
«Последний могиканин консерватизма» не отчаивался, он боролся за свою мечту увидеть Земский собор в России «дуэльный кодекс для армии и объединение старокатоличества с православием» . Не раз Александр Алексеевич встречался с такими известными людьми, как Николай II, императрицей Александрой Феодоровной, П.А. Столыпиным, А.Ф. Редигером, П.П. Извольским, С.М. Лукьяновым, В.Б. Фредериком, митр. Антонием и многими другими. В 1907 г. Киреева повысили в звании по военной службе до генерала от кавалерии. Выше по званию были фельдмаршал и великий князь; Киреев стал третьим человеком в государстве. 
В 1910г. он преставился. Ольга Киреева писала, что незадолго до смерти он не чувствовал дряхлости, был полон сил и бодрости, никогда не жаловался на здоровье. Под конец своей жизни потерял зрение и терпеливо ждал смерти, ни на что не жалуясь, тихо молясь и готовясь к переходу в иную жизнь: «Ни страха перед смертью, ни сожаления о жизни не было у умирающего могиканина старой России».  Киреев скончался в Павловске, во дворце Константина Константиновича 13 (26) июля 1910 г.,  а  похоронен на малой Родине в селе НовоАлександровское Тамбовской губернии.

3. Либерализм, как оружие мятежа и революции

В 1862г. Киреева  назначили адьютантом Великого князя Константина Николаевича, наместника в Царстве Польском. Как правитель, Великий князь зарекомендовал себя противоречивой личностью. Дело в том, что он оставался всегда сторонником либеральных ценностей, которые сыграли с ним злую шутку. По мягкости своей, он совершил крупные ошибки в управлении Польшей. 22 января 1863 г. началось восстание в Польше и Северо-Западном крае (так назывались Белоруссия и Литва). Этот мятеж поставил под угрозу целостность России. Восстание имело индивидуальную черту; повстанцы не одержали ни одной военной победы, но русское «передовое общество» радело за успехи Польских мятежников. Оно заявляло об исторической несправедливости в отношении Польши, они ратовали за отделение польского народа от России. Хочется отметить, что в числе восставших много встречается еврейских фамилий, участников того самого «русского передового общества». Однако, история богата подтверждениями того, что террористы царского времени имели национальность. 
Из воспоминаний современников следует то, что Великий князь испытывал либеральные шатания. Когда шли бои, он не давал приказа о боевой готовности, также запрещал обыски в домах и кирхах, где хранилось оружие мятежников. «Несовершеннолетних пленных» повстанцев отпускали и не наказывали. Но восставшие тем временем вероломно убивали офицеров и солдат. Чаще всего нападали «польские герои» на спящие казармы. Местные помещики приглашали в гости офицеров и гражданских русских, которых, «угостив спиртным», подло убивали. Велика была ненависть! 
Известная поговорка говорит, что беда не приходит одна. Тем временем Европа и Османская империя не дремали, был предъявлен ультиматум России. Требования были следующие: Российская Империя должна была изменить политику в Польше и вернуть «исторические границы, которые были установлены в годы существования государства Речи Посполитой (1772г.). В тот тяжелый момент Российское Государство противостояло в одиночку всей Европе и Османской империи.
Невозможно представить, что в такой ответственный момент власть была парализована дилеммой. С одной стороны Петербург осторожничал с европейской  коалицией, с другой великий князь медлил делать шаги для усмирения Польши. В это время, видя промедление наместника Польши,  М. Катков, возглавлявший газету «Московские ведомости», начал открыто критиковать бездействие Константина  Николаевича, называя изменником. После этого смелого шага прессы, инициатором которого был М. Катков, в Польшу был направлен с войском генерал М. Н. Муравьев, быстро подавивший  восстание военными силами, действуя решительно жестко. 
  Во время событий в Польше Киреев был на должности начальника штаба Наместника. Он не разделял одобрительного отношения к примирительному курсу Великого князя с повстанцами. Им было предпринято множество попыток сподвигнуть его на решительные действия, которые не увенчались успехом. 
Сохранилось множество прошений Киреева об отправке  на театр военных действий, но он получал отказ за отказом. Главные заслуги его в Польше были следующие.
  Во-первых, он помирил Великого князя с Катковым, показав себя хорошим переговорщиком и отличным коммуникатором. Он сумел противоборствующих людей объединить идеей о процветании государства Российского. Подобными идеями целостности и патриотизма внутри государства пропитано учение славянофилов и консерватистов. На данном этапе он показал себя патриотом, радеющим о целостности и согласии внутри государства.  
Во-вторых, по прибытии на театр военных действий М.Н. Муравьева,  под его руководством было совершено достаточно военных операций, отбивших желание у восставших продолжать мятеж. Солдаты Царской России не чинили вреда местным жителям и не убивали спящих вражеских солдат, как это делали Польские повстанцы. Время руководства человека с либеральными наклонностями, подтверждает тот факт, что на своей земле должен хозяйничать только хозяин, считающийся не с соседями, а с будущим собственной земли и живущего народа на ней. Восстание в Польше, это иллюстрация действия либерализма, вызывавшего нерешительность и чрезмерную мягкость к мятежникам, носителям лозунгов, подобных лозунгам французской революции: «Свобода, равенство и братство!». Подобные слова несут в себе «скользкую справедливость», при наведении которой рождается либерализм, после принятия которого рушатся империи. Следует отметить тот факт, что на данном этапе жизни адъютант Великого князя увидел действие идей, которые навязывал и требовал   Запад на протяжении всех лет. 

4. Краткий анализ произведения «Учение славянофилов»

«Россия — Церковь в государственной оболочке» — эта формула является основой учения славянофила, которая разложена по полочкам в книге А.А. Киреева «Учение славянофилов» или «Катехизис славянофильского учения» 
Во-первых, там представлена мысль, что цели монархии должны подчиняться православной религии, остерегаясь идей «папизма». Ведь когда провозгласили догмат о «непогрешимости папской» на Западе в 1870г. она перестала быть Церковью. Потому, что церковь — это регулятор равновесия  и центр тяжести государства, который не должен быть заражен идеями управлять всем и  владеть всеми, это огромная опасность для организма церкви,  которой не заметила Католическая церковь. Это самое обособление от всех повлекло омертвение народа Запада и его политики. Церковь должна нести Христа людям, а не свои замашки на власть, но и защищать себя она тоже обязана.   Повествует Киреев, в одной из глав своего труда. Стоит отметить,  что об этом ранее говорил и Ф. М. Достоевский, на страницах своего самого главного и ключевого произведения «Дневник писателя», в главах, посвященных Римско-Католической церкви.   Православие, прежде всего,  поможет сохранить самобытность всего народа, оно поможет всегда оставаться такими, какими мы являемся на самом деле, это остерегает народ от раздробленности в идеях и беды навязывания соседними народами различного рода идей. «… самобытность – ничуть не синоним эгоистической исключительности. Быть самим собою – отнюдь не значит быть эгоистом, быть врагом других!». 
Во-вторых, отношения монарха с народом должны быть подобными отношениям отца с детьми. Он полагал, что создание земского собора поможет приблизиться к подобному идеалу. 
В-третьих, он отрицал конституционный режим. Не удивительно, что принятие оной в России он посчитал национальной катастрофой, виновником которой был С. Ю.Витте. Пессимизм охватил Киреева, когда была принята «Третьеиюневская монархия». После этого он стал придерживаться мнения, что надежная опора самодержавия, это консервативное дворянство.  
Кратко характеризует «Учение славянофилов» письмо А.А. Киреева, озаглавленного призывом «Вы должны царствовать самодержавно…», адресованного Его императорскому Величеству Николаю II. Обращаясь к Государю смело, он предостерегает, как авторитетный политик и высококлассный военный, о наступающей беде, именуемой им, как разложение и действие крамолы. Он призывает к укреплению самодержавия с помощью новых реформ, которые должны были действовать в укреплении авторитета монарха, отца своего народа. Он призывал Царя Батюшку направить свойственный славянам радикализм на укрепление монархии, но этого так и не произошло. Радикализм славян сработал на революцию. 
Следующий отрывок взят из того же обращения  генерала Киреева, адресованного Императору Николаю II: «Окраины России постепенно и безнаказанно от нее отваливаются, крамола заползает в администрацию и даже в войска. О школе и говорить нечего, она вся в руках кадетов и революционеров; что представляют десять тысяч неучащихся студентов в одном Петербурге, как не контингент для будущего бунта, для баррикад! И как подумаешь, что эти баррикадисты через 20–30 лет будут управлять Россией — становится страшно! Говорят об уступках духу времени, смеют говорить о дальнейших подачках конституционализму. Нет, Государь, Вы не должны умалять Ваших прав. Осмеливаюсь сказать более – Вы не имеете на это права. Ваш праотец Михаил Романов был избран царствовать самодержавно; это же самодержавие должен унаследовать и будущий царь Алексей II». 

5. Возникновение славянофильства

Учение славянофилов возникло тогда, когда народ был под иноземным влиянием. И горстка патриотов, благодаря своей борьбе, вселила в сознание нашего общества идеи славянофильства. Представителями его были  Самарин Ю. Ф.,  Аксаков С.Т., и многие другие. Подобное учение принесло много пользы для отечества, например, немаловажную роль оно сыграло в освобождении крестьян от крепостной зависимости и балканских славян — от турецкого ига. Впрочем, и не мудрено, что не вредило подобное направление мысли, ведь кратко оно звучит так: «Православие, Самодержавие и Народность»! Оно соответствует религиозным, этическим и политическим идеалам нашего народа. 
  К этому строю придет и запад, когда он убедится в несостоятельности своих нравственных устоев и юридических основ.    Славянофильство держится за строй, основанный на древнем общинном устройстве, оно явилось верным истолкователем стремлений русского народа. Оно всегда остерегало Россию от роковых ошибок. 
Как правило, все славянофилы ощутили на себе либерализм, а после его губительного действия, примкнули к славянофильским идеям. Богатство их в том, что учение основано как на теории, так и на опыте. На все наши рассуждения о власти, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова благовествует следующее:  «1. Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено.2. Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем. 3. Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город. 4. В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней». (Сир. 10: 1-4).
Происхождение славянофильства в определенно следует считать 30-е годы 19 века. Возглавлялось Киреевским И. В.  и братьями Константином Аксаковым(1817 – 1860), Иваном Аксаковым(1823 - 1886) позднее А. В. Хомяковым. Они ссылались на философию Гегеля В. Ф. и интерес Гердера И. Г., который предлагает  «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени». Оба философа и мыслителя проявляли интерес к славянскому народу, они старались определить его миссию и роль на мировой арене.   Но вскоре, по известным нам причинам, славянофильство приобрело функцию оружия против «западничества» и ортодоксального христианства. Причиной тому постоянное состояние противоборства, и противопоставление нас Западу.
Славянофилы сохраняли свои устои во всем, носили косоворотки и отращивали бороды, не смотря на моду того времени, таковым был вкус славянофильства. Опустить бороду, облачиться в кафтан и одеть косоворотку с шароварами не должно восприниматься как дикость нашим народом, потому что этого требует ландшафт и погодные условия края.    Как было бы прекрасно, если бы Америка и Европа стала ходить в шароварах и косоворотках, а мы бы пустили на половые тряпки их синтетику, отрицательно влияющую на кожный покров тела и внешность наших девушек, детей, мужчин. Этот стремление к старине подчеркивало в славянофилах, прежде всего,  значимость того, что у России свой путь и Западный манер ей чужд.  Предпринималось множество приемов, чтобы поддержать самобытность и умножить национальное достояние. Славянофильство, это враг толерантности к собственному разложению и погибели, вызванного «танцами под чужую дудку». Нельзя идти против собственной природы, против своей истории. Разлад со своей историей приводит к погибели, а ее отрицание к еще более скорейшему самоуничтожению. Спасает от этого Православие, не отходящее от Евангельской премудрости.  
Сегодняшним днем мы можем наблюдать следующее. Власти Украины и дурная часть населения, «текущая по течению» поголовно пляшет под музыку, которая им не свойственна. С этим и боролись славянофилы, «самураи русской цивилизации». «Славянофильство кладет начало чисто русскому явлению — «светскому богословию», или «русской религиозной философии», которая во многом сохраняет особенности стиля русской мысли 40-х годов. В 60-е годы философские идеи Славянофильство получили развитие в так называемой идеологии почвенничества (Достоевский), в 70-80-е годы — в трудах Данилевского и отчасти К. Леонтьева.»  . 
 
7. Россия —  Церковь в государственной оболочке

Отношение Киреева к Русской Православной Церкви были следующие. С его стороны часто слышна была критика в сторону духовенства. Он был приверженцем «соборного управления» Церковью и государством. Исходя из этих воззрений, Киреев принимал активное участие в работе Предсоборного Присутствия в 1906 г., «Общество любителей духовного просвещения» тогда участвовало в оживленных обсуждениях реформ, предлагаемых на предсоборном Присутствии. В 1905-1906 годах наши церковно-исторические журналы заполнились многими статьями по волнующим вопросам, предлагая читателю богатый материал и освещая спорные вопросы церковной истории и канонического права. Но деятельность Киреева имела успех в том случае, если его законопроект совпадал с интересами либеральной модернизации Русской Православной Церкви.   Все иерархи были сторонниками введения патриаршества в России, «обер-прокураторство» имело массу недостатков, которые мешали жизни организма церкви. Например, отсутствие патриарха «со всеми каноническими полномочиями областного митрополита» подрывало авторитет Государства Российского на мировой арене. А вмешательство светских нецерковных властей в ее жизнь, давало повод  разрушать для нее жизненно необходимые устои, которые копились веками. 
В своем катехизисе славянофила, о Православной Церкви Киреев говорит следующее:
Во – первых, именно Православие превращает политическое Российское Государство в «Святую Русь», имеется ввиду, в государство-Церковь. Именно в нашем государстве это должно оставаться неизменным. 
Во – вторых, православие - это залог обновления всего славянства, развитие самобытности. Не будет преувеличением сказать, что русский человек более христианин Православной церкви, нежели гражданин русского государства: «Ведь и на мирских сходках крестьяне, обращаясь к своим односельчанам, говорят им не «господа», не «сограждане», а «православные»!».
В-третьих, Православная Церковь удалена «от доведенного до абсурда авторитета римского первосвященника (непогрешимость), уничтожающего всякую нравственную свободу христианина».  
Самодержавие, неразрывно связанно с Православием, твердо верящее в себя, не боящееся каких-либо партийных и демократических мнений, именно такая форма сродни идеалам нашего народа, который, прежде всего, привык верить. Такой способ сможет дать отпор любой антикультуре. Так же Киреев считал, что Царю будут известны его нужды только в том случае, когда народ сможет связаться с ним напрямую, для этого он предлагал ввести Земские Соборы, которые, по его мнению,  всегда оказывались неоценимой поддержкой для самодержца. Земские Соборы могли бы создать принцип отношения народа и власти, подобные отношениям отца и сына, о которых он пишет в главе, посвященной самодержавию в «Учении славянофилов»: «Мы веруем и в древнюю правду, искони проникшую в душу народа русского, что Царь его есть и отец его... что дети всегда придут к отцу своему безбоязненно... что отношения русского народа к Царю-Отцу своему лишь любовно свободны и безбоязненны, а не мертвенно формальны и договорны.».
  
 
6. Деятельность А.А. Киреева в распространении идей консерватизма, славянофильства
(консерватизм, славянофильство, как сила, сохраняющая целостность государства).

В предпоследней главе нашей работы, пред заключительной частью, мы рассмотрим  консерватизм и идеи славянофилов на примере деятельности А.А. Киреева. Мы выяснили, что он был разработчиком реформ для решения Русско — польского вопроса. Суть их заключалась в следующем, Польше он хотел дать автономию, при условии полного искоренения её влияния на белорусских, малорусских (украинских) и литовских землях. А полякам хотел внедрить идеи «старокатолицизма». Напомню, что «старокатолики», это те католики, которые не признали «непогрешимость» папы римского. Подобный ход отдалил бы Запад от России на «пушечный выстрел». 
Мыслитель консерватор не оставил без внимания еврейский вопрос, он не разделял антисемитизма черносотенцев, но в оседлости их видел политическую и экономическую угрозу для православного населения. Хотел переселять тех в Палестину, что стало причиной тесного общения Киреева с предводителями сионистского движения. 
  Также был против навязывания окраинам русификации, но ратовал за то, чтобы распространялось православие на оных. Нельзя не выделить тот факт, что Киреев принадлежал к числу тех консерватистов, которые дружелюбно относились к нравам Русских окраин. 
Рассматривая споры между исследователями деятельности Киреева, следует обратить внимание на то, что многие его относят к категории сторонников либерального консерватизма. «Он относился к правому флангу позднего славянофильства — самостоятельного  идейного направления, которое было специфической разновидностью либерализма» . В тот же время он пытается  уберечь правительство не впадать в «конституционную ловушку» и не брать себе в сторонники полуграмотных политиков. Это доказывает, что Киреев был с самодержавием и представлявшим его монархом, т.е. оставался «последним могиканином» консерватизма. 
Когда геройски погиб в северо-турецкой войне брат Киреева Николай Киреев, он освоил профессию публициста и консервативного идеолога. И написал записку «Избавимся ли мы от нигилизма?», она была высоко оценена Ф.М. Достоевским, И.С. Аксаковы и другими консерваторами. Ведь нигилизм - это отрицание возможности существования истины, «…нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван в жизни», появление нигилизма, это несоизмеримый урон любому строю. 
Все политические мысли я перечисляю  с той целью, чтобы показать значимость личностей, которые являются приверженцами славянофильского хода мысли, основанного на  формулах: « Россия — Церковь в государственной оболочке», «Православие, Самодержавие и Народность». Несомненно, следует считать, что подобная формула течения мысли дает способ противостоять врагам, как внешним, так и внутренним. 
В завершении этой главы, хочется выделить мысль следующего толка из статьи посвященной напрямую консерватизму — автором данного высказывания, является бесстрашный генерал Царской России и туркестанский губернатор, главнокомандующий сербской армии — так он зарекомендовал себя при прохождении службы на восточных землях бесстрашным и мудрым: «Незыблемость самодержавия – основной догмат нашего государственного права и нашей государственной мудрости… Все наши парламентаристы…Сочиняя проекты разгрома русского монархического начала, руководствовались исключительно антипатией к единовластию и напускной приверженностью к западно-европейским конституциям».   Несомненно, что славянофилов – консерватистов можно назвать приверженцами одного пути, пути развития самобытности и накопления собственной мудрости, фундаментом которого можно назвать Церковь Православную, ту организацию, которая выращена на основе Евангелия, источника Боговдохновенного, Истинного. Славянофилы и консерватисты вместе с их учением, движение патриотическое, которое можно назвать настоящим философским учением, которое имеет свои отростки от Церкви. А ее фундаментом, как мы уже упоминали, является Истина. 
Замечается закономерность, что в кружках, которые имели вектор направления славянофильства, консерватизма были люди честные и преданные Родине, любящие ее хозяева. Известно всем на свете, что хозяин тот, кто любит подчиненных. А враг, кто не любит, а злейший враг тот, кто равнодушен. Либералов можно смело отнести к тому роду людей, которые равнодушны и стремятся к стабильности и спокойствию, а в спокойствии человек деградирует. В движении же организм, всегда в развитии. Когда он скован, то значит смерть его идет к нему. Если работает и двигается, она его обходит. Консерватизм подразумевает в себе движение к постоянному обновлению своего Православия, патриотизма, любомудрия к Истине.

Заключение

Подобный ход мысли, который предлагали консерваторы и славянофилы ценен для России. Ведь он хранит ее, как родной сын своих престарелых родителей. А введение в нашу жизнь конституции, обещает умножение свобод, но на практике происходит несколько иной процесс, с ее введением умножается количество административных ошибок и брожений. Когда обнаруживается абсурдность какого - либо законопроекта, то начинается его исправление, и это исправление затягивается на неопределённое время. Таким образом, такой «текучкой» уничтожается и обезглавливается строй, которому присуща немедленная исполнительность и человеческий взгляд на проблему.  Монархия, которая роднится с конституционным строем, преобразуется в «чистый воды» либерализм, который впоследствии ее и губит.  
В ходе нашей работы мы рассмотрели по отдельности действие либерализма и борьбу с ним, также увидели   консерватизм и славянофильские идеи А.А. Киреева, который поддерживали множество светочей и мыслителей ХIХ века. К ним можно отнести Ф. М. Достоевского, И. С. Аксакова, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова. Тех, кого, без сомнений, называем патриотами. А в завершении этого списка можно поставить «последнего могиканина»  генерала от кавалерии А. А. Киреева. Его заслуги неоценимы, особенно, в церковной сфере, которые уже при его жизни давали плоды. В его славянофильстве особое место занимает идея «земской» совещательной монархии, а также труды по церковным богословским вопросам. Труды по проблемам образования и культуры актуальны и по сей день.
Мы уточнили, что такое славянофильство и консерватизм, который предлагали мыслители. Ознакомление с подобными идеями расширит кругозор и подведет к знанию социальной истории. 


Библиография:

Священное писание
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2007. 
Источники:
2. Минаков А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века : монография / А. Ю. Минаков. — Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2011. – 560 с.
3. Новая  философская энциклопедия / [науч. ред. М.С. Ковалева, Е.И. Лакирева, Л.В. Литвинова]. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2010.
4. Философский энциклопедический словарь / [науч. ред. Е.Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко]. — М. :ИНФРА-М, 2002. — 576 с.
5. Соловьев К.А. Дневник А.А. Киреева. / 1905–1910. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2010. — с. 463
6. Киреев А. А. Учение славянофилов // Сост. С. В. Лебедев, Т. В. Линицкая // Предисл. и коммент. С. В. Лебедева // Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2012. — с. 640
7. В. В. Шелохаев Русский консерватизм середины 18 — начала 20 века / Москва РОССПЭН 2010. – с. 637

Электронные ресурсы:
1. Медоваров М.В. А.А. Киреев в общественно-политической жизни второй половины ХIХ – начала ХХ в. М. В. Медоваров [Электронный ресурс] // URL: http://dibase.ru/article/02092013_128659_medovarov
( 14.02.2015)
2. И.К. Смолич Предсоборное присутствие 1906 года. Журнал "Путь" №38[Электронный ресурс]// Электронна библиотека одинцовского благочиния [Офиц. Сайт.] // URL: http://www.odinblago.ru/path/38/3 (03.03.2015)
3. Философия: энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на академике [Офиц. сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/616/%D0%9B%D0%98%D0%91%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9C (дата обращения: 28.01.2015). 
4. Понятия и категории. Вспомогательный проект портала ХРОНОС [Электронный ресурс] // Философия. Славянофильство [Офиц. сайт]. // URL: http://ponjatija.ru/node/6355( 05.03.2015)