С.Чиж Памяти священноархимандрита Павла Прусского (в миру Леднева Петра Ивановича)

Около четверти века, а точнее 24 года, на берегах изящной, полноводной красавицы Невы и совсем маленькой речки Мойка горит свеча Православного Единоверия. В трех деревянных храмах Анинского погоста за год совершается около 200 богослужений , где неустанно возносятся молитвы как за старообрядцев, так и за новообрядных христиан. В этом и заключается суть Единоверия, как Единения в Православии всех чад, пострадавших от последствий великой русской трагедии – церковного раскола 17 века.

Хочется заметить, что священноначалие принимает усилия к уврачеванию последствий этого раскола. Утешением и радостью послужило для нас первое посещение Прихода Его Преосвященством, владыкой Мстиславом на праздник Благовещения в прошлом году, а еще годом ранее по благословению Владыки Мстислава, крылос по главе с настоятелем приняли участие в научно-практической конференции «На рубеже культур : Тихвин в 17 столетии.» С большим интересом был выслушан , а также обсужден доклад об истории старообрядчества, в частности единоверия, на Тихвинской земле и о знаменном богослужебном пении. Знаменательно также то, что в дискуссии принимали участие представители Поморских старообрядческих общин. Все диалоги носили взаимоуважительный и миролюбивый характер. Затем на концерте-презентации единоверческим крылосом были исполнены песнопения знаменного роспева по крюковым книгам, с соответствующими изъяснительными комментариями головщика. У чудотворного образа Богородицы в Успенском соборе трепетно и проникновенно было совершено молебное пение канона Одигитрии Тихвинския по старому обряду, впервые за многие десятилетия. 

Хочется также отметить что за этот год по молитвам Богородицы в нашей общине приняли Православие и присоединились к Русской Православной Церкви три старообрядца: один перед кончиной, двое других ныне здравствуют.

Этот год для нас особенный – он ознаменован 120-летием упокоения одного из «апостолов единоверия» 19 века, священноархимандрита Павла Прусского (в миру Леднева Петра Ивановича), человека несомненной святости, любвеобилия, истинный пастырь овец православных.Достоверно известно, что его личность и человеческие черты великий наш писатель Ф.М.Достоевский прообразно перенес в свой роман «Братья Карамазовы», живописуя литературный облик старца Зосимы. Великий старец и истинный миссионер родился в 1821 году в Сызрани, в безпоповской семье «федосеевского толка». Путь к Единоверию был долгим, но осознанным, выстраданным, длиною в 47 лет. За это время он обучился грамоте в родительском доме, с 18-летнего возраста (около 5 лет) подвизался как «инок»-пустынножитель, в 1848 г. в Восточной Пруссии(ныне г. Гусев, Калининградской обл.) основал старообрядческий Войновский монастырь, затем был пострижен во иноки в Злынском монастыре, что в Черниговских слободах; в 1851 г. в Климоуце (близ Белой Криницы) о. Павел основал Поморскую общину, с 1852 г., вернувшись в Пруссию, 15 лет управлял Свято-Троицким Войновским монастырем и обучая детей церковной грамоте, также построил несколько зданий , собрал библиотеку. Но главным его занятием была молитва. Один из братии вспоминал что «изможденные от поста и постоянного подвига молитвенного, эти черноризцы едва в состоянии были, по причине чрезвычайной слабости, особенно в Великий пост, прочитывать в моленной, из которой почти не выходили, по одной славе на кафизмах, сменяя постоянно один другого». Про самого о. Павла говорили, что в те «прусские» времена он выдерживал иногда весь пост, не вкушал никакой пищи, а по ночам для освежения изнуренного тела, скрываясь от других, ходил в укромное место, где заступом рыл себе пещеру.

Сомневаясь в правильности Федосеевского учения, которое проповедовало безбрачие, отсутствие священства и церковных Таинств, а также духовное пришествие антихриста, о.Павел обязал братию читать особую молитву о вразумлении и открытии – где есть истинная Святая Церковь. В результате, после обращения к святителю Московскому

Филарету (Дроздову) в 1868 г., было совершено присоединение к Православной Церкви. Приняв священство, о. Павел поселился во вновь открытом Никольском единоверческом монастыре в Москве, где в 1880 г. был возведен в сан священноархимандрита.

Последний 15-летний период жизни старца характеризует его как самого известного трудоспособного русского миссионера. К примеру : за два года, с душеспасительными беседами, он посетил около 50-ти населенных пунктов по всей территории европейской части России, Турции, Австрии и Восточной Пруссии. Время для миссионерской деятельности было непростое. Кроме Священного Синода за деятельностью о.Павла следил Василий Кельсиев, сотрудник «лондонского центра», возглавляемого революционным вождем Герценым. В целях борьбы с царской династией Романовых , было выпущено приложение «Общее вече» к журналу «Колокол» , возглавляемое Огаревым, для вовлечения старообрядцев в революционную смуту. На деньги из банков Ротшильдов они были готовы создать в Лондоне старообрядческий монастырь, собор, типографию и епископскую кафедру, но планам их, к счастью, не суждено было осуществиться. Вот слова, сказанные о.Павлом в разговоре с Кельсиевым : «Их цель, …чрез разрушение церкви достигнуть разрушения государства, а когда достигли бы(оного), тогда добрались бы и до нас ; мы им нужны только для достижения их цели,… лучше терпеть от «никониян».., нежели соглашаться с безбожниками и тем, чрез разрушение власти, готовить путь антихристу.С тех пор, как я понял и то , откуда идут эти толки и старания о свободе религий, о свободе раскола,- от безбожников, стремящихся чрез разрушение Церкви, достигнуть разрушения Самодержавной власти!» После этого Кельсиева выпроводили. 

Не все знают, что до 1896 г. духовенство не носило наперстных крестов, и по поручению царя-мученика Николая Второго о.Павел нашел, древней формы, образец креста 16 в., которым были награждены все священники в память о коронации. Форма креста была принята как старообрядцами, так и новообрядцами и обычай крестоношения сохраняется по сей день.

Можно еще очень много рассказать об этом дивном старце, но наряду с трудами и подвигами, он оставил нам в утешение обширное публицистическое и научное наследие в 4-х томах(изданных в Москве в 1897-99 г-х.)

Истинное наслаждение испытывает тот, кто прикасается к строкам творений о.Павла, написанных легко, просто, доказательно и вдохновенно. К сожалению труды его сейчас почти не издаются, тем не менее хочется верить в то, что они всенепременно будут изданы, а старец Павел будет прославлен в лике святых. 

Последние годы жизни о.Павел изучал Откровение св.Иоанна Богослова. Рассуждая о тайнах книги сей, он убедительно говорил о грядущих государственных потрясениях , небывалых гонениях на христиан, воскресении и Торжестве Православной Церкви, о возрождении России и обновлении веры в русском народе, надеялся, что : « Господь в последнее время воздвигнет из среды народа богодухновенных мужей, истинных наставников и учителей, и они поведут верующих по правильному царскому пути.»

Осмысливая это, далеко неполное жизнеописание о.Павла Прусского, поражаешься верою и делами Божьего угодника. Когда посещает уныние, обиды, раздражительность или прочие бесовские состояния, когда устаешь от многочасовой единоверческой службы, при одном только воспоминании о старце, становится совестно и обязательно прибавляется сил для дальнейших трудов и молитв. Старообрядное богослужение очень многогранно, оно включает в себя молитвы, песнопения, поучения, толкования, оглашение, катехизацию, подготовку к Исповеди, Венчанию, Причастию и многое другое, необходимое для нашего спасения.

В заключении послушаем слова боголюбивого старца, постоянно говорившего своим ученикам : «Никогда не называйте старообрядцев раскольниками…Зачем же без нужды создавать себе врагов? Что ты потеряешь, если будешь именовать их просто старообрядцами, или людьми старого упования? По Златоусту – нужно обличать ..ереси, заблуждения, но людей щадить, ибо человек немощен есть…А ты научи его с любовию, терпеливо перенося раздражение и озлобления, и любовь победит всех и вся.»

Священноиерей Сергий Чиж

18.11.2015 г.