Проповедь на Крестопреклонную неделю

Сегодня, возлюбленные братие, св. Церковь поощряет нас к подвигам постным – поклонением честному и животворящему Кресту.
Сегодня, вместе со всеми праведниками, со всеми крестом снискавшими себе спасение,— мы сегодня поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко»… И вы, братие, сегодня, конечно, ждете от меня от меня научения о Кресте Господнем. — Я должен помочь вам в вашем подвиге духовного обновления, я должен сказать вам, что именно вы должны усмотреть в поклонении св. Кресту и при этом перечувствовать,— руководить вами в этом, помочь Вам нести Крест Господень в жизни вашей, указать вам как нести его, — как при этом быть последовательными в жизни, как взять на себя иго Господне, чтобы оно было легким и благословляемым нами и чтобы оно соединяло нас со Христом, а не возбуждало у нас настроений и чувств, противоположных христианским!
Братие мои! Для этого нужно серьезное понимание цели жизни и понимание самих себя… Если мы будем всматриваться в настоящую жизнь и собственное внутреннее состояние, если мы сами себе дадим отчет, как мы покланяемся кресту,– то мы увидим, что мы, на самом деле, не имеем сил для истинного последования за Христом.
Вчера происходило трогательное и торжественное перенесение креста на середину храма и всенародное поклонение…
Многие, может быть, здесь, в это время, пролили слезы умиления, или покаяния…Но вот, если бы тут же, немедленно, нас кто-нибудь тяжко оскорбил,— то, отойдя от креста, были бы это только слезы и молитвы обидчика, или земные чувства злобы и обиды в нас бы восторжествовали?
Чему же мы в кресте поклоняемся?
Если мы повнимательнее проверим себя, то окажется, что мы поклоняемся только внешнему величию подвига Христова и силе Божией. Своим поклонением мы только высказываем свое доверие, что есть сила Божия и признаем внешнюю красоту креста. Но что было на Голгофе?
Там было одно страдание и самоуничижение Спасителя нашего…
И первый кто поклонился этим страданиям Христовым, был сораспятый Христу разбойник: он понял, что такое сострадать Христу, что такое несение креста и ига его благого — и он сознательно поклонился Кресту Господню, т.е. страданиям со Христом и во Христе.
Вот и мы, вот и мы, возлюбленные, должны преклониться перед Промыслом Божиим в нашей жизни и благословить жизненный крест свой и — тогда только узнаем, что такое Крест Христов, то есть Его страдания. А до тех пор мы не в состоянии познать совоскресения со Христом, то есть всего нашего спасения.
Все это, братие, вы должны, как христиане, знать и научать этому других, которые этого не знают; я не говорю о сектантах, а о тех многочисленных православных христианах, именующих себя так, но которые совершенно не осмыслили и не почувствовали сердцем, к чему обязывает это святое знание; впрочем многие, может быть, хотели бы понять и научиться и не знают только, как.
Мне пришлось много говорить и читать последние дни с такими лицами, которые смотрят, что Христос нас ради остарадал, принял наши грехи, и мы теперь можем только радоваться в нашей земной жизни. С внешней стороны это прекрасно, и самые слова не вызывают возражения: действительно, Христос пострадал за нас и оставил нам великую радость нашего спасения.
Но только, когда мы говорим о радости в жизни, хотим ли мы радоваться со Христом, или — со своими грехами и страстями?
Радость постепенного очищения от грехов, радость нашего спасения во Христе, — это совсем ведь не тоже самое, что радость во грехах, когда человек наслаждается только собственным своим грехом, а совсем не радуется со Христом-Спасителем и уж решительно ничего не понимает в Его Крестном подвиге.
Таким образом, люди часто употребляю терминологию христианскую, но вкладывают в нее совсем другое содержание. Это те люди, которых Ап. Павел называет людьми «душевными», духовно не понимающими. Душевный человек, «не приемлет яже от Духа Божия( 1 Кор. 2, 14), он всеми помышлениями на земле и, когда хочет радоваться, то всецело без воспоминаний о Кресте Христовом, без состраданию Господу и, значит, и без Христа. Но если человек— истинны христианин, хочет радости, которую действительно принес Спаситель, если он истинно пламенеет любовью ко Христу и хочет очистить себя от греха и его страшных настроений, то он должен идти через единственную дорогу,— ту дорогу, которая через Голгофу, через сораспятие Христу.
Поэтому, братие, если кто говорит о радости и жизни без креста,— не верьте ему! Это только греховный обман, отвлекающий нас от нашего спасения. Сперва поклонимся Кресту Господню, умрем для греха и потом, — через это — совоскреснем с нашим Искупителем.
Крест Христов наложите на ум ваш, чтобы ни одно ваше помышление не возникало в забвении о Господе; возложите его на сердце ваше, чтобы оно очистилось святой тжестью его от своих страстей; к подножию Его принесите волю вашу… — тогда вы и Пасхе спасительной поклонитесь истинной радости.
Братие мои, хотелось бы мне вам мои дат силы на это, но моих сил для этого мало, а нужны силы благодатные, и вы молитесь Господу, Царю небесному, Духу Святому — истинному помощнику и подателю благодатных даров, чтобы он вразумил вех нас вечно в жизни покланяться Кресту Господню, единственному источнику нашего спасения. Аминь.

священномученик архиепископ Андрей(Ухтомский)