Богослужебно-литургическое приобщение к древнерусскому благочестию

29 октября гражданского стиля, или 16 октября по церковному в день памяти святого мученика Логина Сотника, в храме Санкт-Петербургского подворья Тихвинского Успенского Монастыря(ул. Дегтярная д.18A), состоялось долгожданное событие. Стараниями и заботами настоятеля подворья священноиерея Константина Щербака,  преподавателя и большого знатока Литургики, а также усилиями Православной Единоверческой общины Тихвинской иконы Божией Матери Анинского погоста и настоятеля священноиерея Сергия (Чижа), впервые на подворье  было совершено служение всего суточного круга по старопечатным книгам, изданным еще до Никоновской реформации 17 века. С благодарностью хочется отметить, что эти самые книги были предоставлены библиотекой СПбДА по благословению ректора Его Высокопреосвященства, архиепископа  Амвросия.

Накануне богослужения были проведены подготовительные работы, так как храм на подворье  учебный и в нем отсутствует иконостас. В богослужебном суточном круге функцию иконостаса выполняла багряная бархатная завеса, целиком отделяющая алтарь от центральной части храма.За Царскими вратами,  как отдельная часть бархатной завесы, была укреплена запона с подробным графическим изображением креста Господня.(смотреть ниже)

 

  В отличие от послераскольного изображения, на данном кресте отсутствует надпись «ИН ЦI»(ИСУС НАЗОРЕЙ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ), уничижающая честные страдания Господа. Здесь прокуратор Понтий Пилат в насмешку называет Христа царем иудейским, аж на трех языках. Наше благочестивые предки всегда изображали на верхней перекладине титло «ца7рь сл7вы»   (ЦАРЬ СЛАВЫ), так как в этом суть и отличие Православного Вероучения от латинского не православного, т.н. католического.

В настоящее время можно встретить в различных храмах совершение богослужений вообще без иконостаса, завесы и даже без царских врат, но православным такое богослужение считаться не может. К сожалению, подобное явление можно встретить даже среди людей, относящих себя к Единоверию. Нечто подобное происходит на собраниях, Людям-Миловской Охтенской инициативной группы молящихся. Поразительно то, что эти экспериментальные «начинания» и инициативы поддерживают некоторые единоверческие священники. Подобные явления носят черты обновленчества. Такое отношение к православному богослужению, тем более по старому обряду, недопустимо. Служение без иконостаса — это обновленчество без границ. Огради нас Господи от подобного «литургического творчества».

  А теперь продолжим наш рассказ о суботнем суточном круге богослужений мученику Логину. Вседневная вечерня, как и малая павечерница, при закрытых царских вратах и запоне. Освящение в храме не электрическое, но в полной темноте возжигаются свечи и теплятся лампады. Для большей наглядности и вразумительности при изучении, в притворе на четырех больших столах разложены богослужебные старопечатные книги-манускрипты. По-домашнему уютный храм, почти весь был заполнен жаждущими знаний семинаристами заочного отделения, местными прихожанами и несколькими почитателями древлецерковного благочестия. Все учащиеся попробовали свои силы во вразумительном чтении кафизм, канонов, часов, апостола. Службу возглавил отец Сергий, ему сослужили отец Константин в качестве предстоятеля и отец Владимир. Как и положено, в конце вечерни совершился выход в притвор со свещой, где была благоговейно отслужена заупокойная лития. Точно такую же литию служили и на следующей день, в конце утрени. В этих простых, и в тоже время проникновенных молитвах о братьях наших усопших ощутимо чувствуется заупокойный настрой суботнего молитвословия.  Простое и умилительное вечернее богослужение заняло не очень много времени (около 2 часов). Почти столько же времени понадобилось для совершения чина Исповедания готовящихся ко Причащению. Общая исповедь недопустима и безсмысленна, поэтому индивидуальное собеседование со священником проходило в застекленном крыльце храма. Рано утром, на следующий день, была пропета суботняя полунощница, вседневная утреня и часы. Для справки: всякое богослужебное чтение именуется пением, или псалмопением. Одна из отличительных особенностей древлеправославного богослужения заключается в том, что  в довольно большом количестве прочитываются жития и поучения, которые слушаются сидя, также как и кафизмы. Житие мученика Логина, взятое из четьи-минеи святителя Макария Московского, было прочитано отцом Сергием, как и все богослужение на древнецерковнославянском языке с небольшими комментариями и пояснениями для наилучшего усвоения прочитанного.

Впечатления о служении Божественной Литургии выражать не положено и как-то неуместно. Причастников было более двадцати человек. Хочется еще добавить, что Литургия не входит в число богослужений суточного круга. Она вне времени, она выше всего земного. Литургия, для участвующих в ней—соприкосновение с Вечностью.

Закончим же сегодняшнее повествование словами великого апостола Единоверия священномученика архиепископа Андрея(Ухтомского): «Вот мы сейчас вернемся в ту обстановку, из которой пришли сюда в храм, чтобы приобрести здесь нашу великую радость. Унесем же ее с собой в свою жизнь. Сохраним ее в себе; будем радоваться нашему покаянию и нашему прощению. Ты, брат мой, знаешь, что ты грешник великий? Но Господь дарует тебе Свое благословение, Свои великие благодатные дары, – Сам приходит спасти тебя, – и ты только радуйся, и пусть твои грехи потонут в милости Божией.

Благословение Господне на нас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веком. Аминь».