• Единоверие
    • edinover 200 years
    • edinover 02 Jubiley
    • edinover start
    • edinover 04 stanovlenie
    • Размышления православного единоверца в день Святого Мученика Нестора
  • История храма
  • Икона Тихвинской Божией Матери
  • Храм сегодня
  • Храмовые праздники
    • temp
  • Православный календарь
    • Kalendar history История календаря
    • circles Богослужебные круги
      • sut krug
      • ned krug
      • god krug
    • stat cycle Неподвижный цикл
    • dyn cycle Подвижный цикл
      • pash 2011
  • Посты в православии
  • Наши прихожане
    • temp2
  • Мероприятия, события
    • Церковные мероприятия и события
      • diak Рукоположение Чижа
      • ierey Рукоположение Сергия Зиновьевича Чижа во священноиереи.
      • rozdestvo 2011
      • Liturgija_Kharlampy
      • Его Преосвященство, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав вручает очередную награду-золотой наперстный крест священноиерею Сергию Чижу, настоятелю Православного Единоверческого прихода Тихвинской иконы Божией Матери
      • Богослужебно-литургическое приобщение к древнерусскому благочестию
    • Культурные мероприятия
    • Музыкальные мероприятия
  • Фотоальбом
    • Chasovnja Часовня Тихвинской Иконы Божией Матери
    • Hram Храм Сергия Радонежского
    • Sluzby Богослужения
    • Priroda Природа
    • prazdniki Праздники
    • Kreschenie Крещение
    • Pogost Анинский погост (звонница, усыпальница)
    • tihvin_hram Храм Тихвинской иконы Божией Матери
    • Общение с единоверцами
    • Троица
    • Вербное Воскресение
    • Пасха
  • Знаменное пение
    • 1-й фестиваль знаменного пения 01
      • 1st Vsyplenie Вступительное слово
      • 1-й фестиваль знаменного пения 02
      • 1-й фестиваль знаменного пения 03
      • 1-й фестиваль знаменного пения 04
      • 1-й фестиваль знаменного пения 05
    • 2nd 2-й фестиваль знаменного пения
      • Вступительное слово
      • Духовный стих о праведном Иосифе
    • 3d-festival 3-й фестиваль знаменного пения
      • 3d-01 Вступительное слово
      • 3d-02 Стихира Пасхи и Пасха красная, знамен.распев 5 гл.
      • 3d-03-1-1 Моисейская песнь
      • 3d-03-1-2 Песнь о блудном сыне
      • 3d-03-2 "Отверзу уста мои"
      • 3d-04 Стих из притчи о блудном сыне
  • Наша фонотека
    • fest sound Фестивали звук
    • sounds sluzb Службы звук
  • Видео-альбом
    • video festivals Фестивали знаменного пения
    • Телеэфиры
    • Приход Тихвинской Иконы Божией Матери с высоты птичьего полета
    • Сергий Чиж на ТВ о единоверии
  • Публикации
    • Стражи древнего роспева
    • publik 02 Между храмом и музеем
    • П.Чиж, Архиепископ Андрей - князь Ухтомский
    • Проповедник единоверия. Афонский старец-единоверец схиархимандрит Михаил (Козлов)
    • Солженицын о старообрядчестве
    • АРХИЕПИСКОП НИКИФОР(ФЕОТОКИС)
    • Статья о Имперском Форуме
    • БОГОСЛОВСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ В СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТОЛКОВАНИЯХ И БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТАХ
    • о.Сергий Чиж о Единоверии на ТВ
    • П.Чиж "Консерватизм и либерализм в истории социальной философии по трудам Александра Александровича Киреева"
    • Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
    • Рассуждение о переводе Священного Писания на бытовой разговорный язык
    • ОБРАЗ ДУХОВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    • Знаменный распев — основа русского православного церковного пения
  • Преодоление раскола 17века
    • ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛА
    • Укажи нам путь, Одигитрия!
    • Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении
    • ЛЮБОВЬ ПОБЕДИТ ВСЕХ И ВСЯ Слово о единоверцах и о старце Павле Прусском
    • По стопам священномученника Симона Охтенского
    • АРХИЕПИСКОП УФИМСКИЙ АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) И ЕДИНОВЕРИЕ XX ВЕКА
    • С.Чиж Памяти священноархимандрита Павла Прусского (в миру Леднева Петра Ивановича)
  • Основы веры
  • Проповеди свщмч. Андрея
    • Проповедь на Крестопреклонную неделю
  • Наше творчество
    • Поэтическая страничка
    • Прозаические произведения малых форм, и иные литературные фрагменты
      • Листик и иголочка
    • Живопись
    • Фото и видео
    • Музыка
  • Молитвословия повседневные
  • Церковнославянский словарь
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Ю
    • Я
  • Главная
  • Новости
  • Календарь
  • Икона дня
  • Контакты
  • Службы
    • временный календарь

Богослужебно-литургическое приобщение к древнерусскому благочестию

29 октября гражданского стиля, или 16 октября по церковному в день памяти святого мученика Логина Сотника, в храме Санкт-Петербургского подворья Тихвинского Успенского Монастыря(ул. Дегтярная д.18A), состоялось долгожданное событие. Стараниями и заботами настоятеля подворья священноиерея Константина Щербака,  преподавателя и большого знатока Литургики, а также усилиями Православной Единоверческой общины Тихвинской иконы Божией Матери Анинского погоста и настоятеля священноиерея Сергия (Чижа), впервые на подворье  было совершено служение всего суточного круга по старопечатным книгам, изданным еще до Никоновской реформации 17 века. С благодарностью хочется отметить, что эти самые книги были предоставлены библиотекой СПбДА по благословению ректора Его Высокопреосвященства, архиепископа  Амвросия.

Накануне богослужения были проведены подготовительные работы, так как храм на подворье  учебный и в нем отсутствует иконостас. В богослужебном суточном круге функцию иконостаса выполняла багряная бархатная завеса, целиком отделяющая алтарь от центральной части храма.

За Царскими вратами,  как отдельная часть бархатной завесы, была укреплена запона с подробным графическим изображением креста Господня.(смотреть ниже)

 

  В отличие от послераскольного изображения, на данном кресте отсутствует надпись «ИН ЦI»(ИСУС НАЗОРЕЙ ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ), уничижающая честные страдания Господа. Здесь прокуратор Понтий Пилат в насмешку называет Христа царем иудейским, аж на трех языках. Наше благочестивые предки всегда изображали на верхней перекладине титло «ца7рь сл7вы»   (ЦАРЬ СЛАВЫ), так как в этом суть и отличие Православного Вероучения от латинского не православного, т.н. католического.


В настоящее время можно встретить в различных храмах совершение богослужений вообще без иконостаса, завесы и даже без царских врат, но православным такое богослужение считаться не может. К сожалению, подобное явление можно встретить даже среди людей, относящих себя к Единоверию. Нечто подобное происходит на собраниях, Людям-Миловской Охтенской инициативной группы молящихся. Поразительно то, что эти экспериментальные «начинания» и инициативы поддерживают некоторые единоверческие священники. Подобные явления носят черты обновленчества. Такое отношение к православному богослужению, тем более по старому обряду, недопустимо. Служение без иконостаса — это обновленчество без границ. Огради нас Господи от подобного «литургического творчества».

  А теперь продолжим наш рассказ о суботнем суточном круге богослужений мученику Логину. Вседневная вечерня, как и малая павечерница, при закрытых царских вратах и запоне. Освящение в храме не электрическое, но в полной темноте возжигаются свечи и теплятся лампады. Для большей наглядности и вразумительности при изучении, в притворе на четырех больших столах разложены богослужебные старопечатные книги-манускрипты. По-домашнему уютный храм, почти весь был заполнен жаждущими знаний семинаристами заочного отделения, местными прихожанами и несколькими почитателями древлецерковного благочестия. Все учащиеся попробовали свои силы во вразумительном чтении кафизм, канонов, часов, апостола. Службу возглавил отец Сергий, ему сослужили отец Константин в качестве предстоятеля и отец Владимир. Как и положено, в конце вечерни совершился выход в притвор со свещой, где была благоговейно отслужена заупокойная лития. Точно такую же литию служили и на следующей день, в конце утрени. В этих простых, и в тоже время проникновенных молитвах о братьях наших усопших ощутимо чувствуется заупокойный настрой суботнего молитвословия.  Простое и умилительное вечернее богослужение заняло не очень много времени (около 2 часов). Почти столько же времени понадобилось для совершения чина Исповедания готовящихся ко Причащению. Общая исповедь недопустима и безсмысленна, поэтому индивидуальное собеседование со священником проходило в застекленном крыльце храма. Рано утром, на следующий день, была пропета суботняя полунощница, вседневная утреня и часы. Для справки: всякое богослужебное чтение именуется пением, или псалмопением. Одна из отличительных особенностей древлеправославного богослужения заключается в том, что  в довольно большом количестве прочитываются жития и поучения, которые слушаются сидя, также как и кафизмы. Житие мученика Логина, взятое из четьи-минеи святителя Макария Московского, было прочитано отцом Сергием, как и все богослужение на древнецерковнославянском языке с небольшими комментариями и пояснениями для наилучшего усвоения прочитанного.

Впечатления о служении Божественной Литургии выражать не положено и как-то неуместно. Причастников было более двадцати человек. Хочется еще добавить, что Литургия не входит в число богослужений суточного круга. Она вне времени, она выше всего земного. Литургия, для участвующих в ней—соприкосновение с Вечностью.

Закончим же сегодняшнее повествование словами великого апостола Единоверия священномученика архиепископа Андрея(Ухтомского): «Вот мы сейчас вернемся в ту обстановку, из которой пришли сюда в храм, чтобы приобрести здесь нашу великую радость. Унесем же ее с собой в свою жизнь. Сохраним ее в себе; будем радоваться нашему покаянию и нашему прощению. Ты, брат мой, знаешь, что ты грешник великий? Но Господь дарует тебе Свое благословение, Свои великие благодатные дары, – Сам приходит спасти тебя, – и ты только радуйся, и пусть твои грехи потонут в милости Божией.

Благословение Господне на нас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веком. Аминь».