АРХИЕПИСКОП НИКИФОР(ФЕОТОКИС)
Прохор Чиж
АРХИЕПИСКОП НИКИФОР(ФЕОТОКИС)
1. Жизнеописание архиепископа Никифора (Феотокиса). Краткое описание его деятельности, направленной на преодоление раскола 17 века
2. Краткий обзор проповедей и поучений архиепископа Никифора (Феотокиса)
3. Архипастырские послания
4. Оценка трудов владыки Никифора, связанных с преодолением раскола 17 века
Заключение
Библиография
Введение
Жизнь и деятельность архиепископа Никифора (Феотокиса), в миру Николая Феотокиса (1731-1800 гг.) состояла в стремлении к единству, данному и описанному для нас Святыми отцами в Символе Веры, который ежедневно за богослужением «глаголется» и поется в Православных храмах России, Греции и во всех православных и некоторых неправославных христианских конфессиях. Идею единоверия, мечту многих православных, искренне стремящихся к согласию в Церкви и стране, пытались и пытаются воплотить многие деятели Русской земли. К таким искренним людям можно смело отнести владыку Никифора (Феотокиса), который отозвался удовлетворить просьбу старообрядцев «села Знаменка, Елисаветградского уезда (ныне Украина, Кировоградская обл.) в 1779 или 1780 гг»1, попросивших «построить церковь, иметь священника из своей среды и употреблять старинные книги»2. Данный шаг был рискованным на то время, ведь еще преследовались старообрядцы на просторах Российской Империи, но владыка, не обращаясь в Св. Синод, будучи уверенным в его положительном решении, удовлетворил просьбу вопрошающих, освятив самолично выстроенный недавно храм, а также благословил петь и читать по старопечатным книгам.
Через некоторое время, как верный служитель Церкви, он сообщил о сделанном шаге Новгородскому архиеп. Гавриилу и Св. Синоду, будучи уверенным в том, что церковные власти будут рады этому миссионерскому шагу. Но все вышло наоборот. Предпринимались попытки со стороны Св. Синода отменить данное решение, но этому не суждено было сбыться. Власти опасаясь волнения и смуты среди христианского народа, разрешили оставить храм и признать факт служения по старому обряду. Смущен и огорчен был владыка, когда узнал о таком ходе дел. Он написал об этом в «Кратком повествовании об обращении раскольников с. Знаменка», где оправдывал свои действия перед Церковным начальством и светским обществом прошлого и нашего времени в труде. После удавшейся попытки старообрядцев с. Знаменка присоединиться к Русской Православной Церкви, последовала волна просьб в адрес Св. Синода разрешить служить по старым книгам, оставаясь при этом в лоне Русской Православной Церкви.
Цель работы — показать, что одно из первых воплощений мысли о Единоверии принадлежит, в том числе, архиеп. Никифору (Феотокису). Провести краткий анализ писем, проповедей, а главное, запечатлеть в работе деятельность, направленную на развитие и попытку воплощения идеи врачевания раскола 17 века.
1. Жизнеописание архиепископа Никифора (Феотокиса). Краткое описание его деятельности, направленной на преодоление раскола 17 века.
Архиепископ Никифор(Феотокис) от роду 15 февраля 1731 года на острове Корфу в многодетной семье Стефана и Анастасии Феотокисов. При рождении наречен именем Николай, воспитывался в христианском духе с самого детства, обучался богословским наукам у знаменитого в то время учителя, иеромонаха Иеремии Каввадия. Он вложил в него стремление как и к духовному, так и к внешнему знанию. В ранние годы Николай познакомился с аскетическим православным подходом, а потом, несколькими годами позже, с Западной традицией через учителей доминиканца Иосифа Мариа Финети и францисканца Вондолия, что позволило сначала сравнить две эти традиции, а потом утвердиться в единственно спасительном Православном вероучении. В возрасте 14 лет, 6 августа 1745 года, в церкви св. Спиродона Тримифунского у мощей святителя Спиридона, по настоянию отца, Николай был возведен на первую ступень церковного служения во чтецы. Вначале Стефан, отец Николая, никогда не думал о том, что сын посвятит всю свою жизнь служению Богу, ведь пред молодым Николаем, легко усваивавшим науки, открывалась светская карьера. В 17 летнем возрасте чтец Николай решил принять монашество и отец воспротивился этому решению, но юный чтец был тверд в своем намерении.
Николай успешно сдал все экзамены и получил разрешение светских и церковных властей во вступление на монашеский путь и посвящение во диаконы. Владыка писал о себе: «1748 года сентября 17 дня в Корфу, в церкви святых апостолов Иасона и Сосипатра, Делвинский и Химерский епископ Георгий постриг меня в монахи, а на другой день посвятил в иеродиакона». 11 апреля 1753 году иеродиакона Никифора рукоположили во пресвитеры.
Из-за турецкого владычества духовное образование в Греции находилось на низком уровне, и поэтому иеромонах Никифор поступает в Патавский университет Болонской иезуитской коллегии и Болонского университета, обучается там начаткам математики и высшей геометрии, эксперементальной физики и астрономии.
В 1755 году, по примеру своего учителя Иеремии Каввадии, иеромонах посвящает себя учительству, обустроив на свои деньги маленькую частную школу для детей и юношей. Но уже в конце 1757 года Иеремия Каввадия и Никифор Феотокис открывают учебное заведение равное лицею с бесплатным обучением, в которое со всех концов порабощенной Греции стеклось большое количество юношей. Сам иеромонах Никифор преподавал математику, эксперементальную физику и астрономию.
В 1758 году скончался публичный проповедник(иерокирис) иерей Гавриил, настоятель храма святого пророка Иоанна, на его место прихожане избрали иеромонаха Никифора, который в течении трех лет состоял на этой почетной должности. Не легко было совмещать столь ответственный пост общественного проповедника с преподаванием в школе.
Итак, Никифор по примеру своих учителей избрал путь монаха, священника и учителя. Молва о нем, как о священноучителе (иеродидаскале) и проповеднике разнеслась далеко за пределы Керкиры и достигла Константинополя. Это возмущало местных ученых католиков3, которые любыми способами препятствовали спокойному существованию школы, т.к. качество образования в школе Феотокиса возрастало с каждым днем. Но школа испытывала сложности из-за отсутствия учебных пособий, по этой причине он отправился за книгами в 1765 году в г. Лейпциг к своему знаменитому соотечественнику иеромонаху Евгению Вульгарису.
В Лейпцигском университете в 1765-1770 годах они вместе учились наукам Запада. Тогда же вышли в свет его «Поучительные слова на святую Четыредесятницу» и составленный им учебник физики в двух томах, после чего Феотокис отправился в Константинополь.
По приезде в Константинополь, его сразу взял под свою опеку великий драгоман (переводчик, дипломат) Григорий Гикас. Заведующий богатейшей в то время библиотекой. В доме князя Гикаса была переведена на греческий язык книга Самуила Раввина «Златое сочинение, изобличающее заблуждение иудейское». Позже, патриарх Константинопольский Самуил, заметив его таланты, назначил иеромонаха на должность проповедника Великой Христовой Церкви, но был снят после проповеди сказанной дома у князя, которую превратно понял патриарх и его окружение. Далее он уехал обратно в г. Лейпциг из-за разразившейся войны России со Стамбулом.
В г. Лейпциге были издана «Цепь толковников» на греческом языке, также он также вел лекции о святых отцах, которые посещали присланные «Екатериной II для завершения обучения студенты»4. Весть о прекрасных переводах иеромонаха Никифора разнеслась и по России. В марте 1770 года он выпускает по благословению и поддержке Иерусалимского патриарха Ефрема издание «Слов» Исаака Сирина. Стоит отметить, что одно из первых изданий он отправил по просьбе преподобного Паисия (Величковского) в Россию с целью сравнить, а потом исправить славянский перевод.
Занимаясь научными трудами, иеромонах Никифор получил весть о том, что в Венеции Филадельфийская община избрала его епископом. Эта новость привела его в недоумение, он «в течении многих часов пребывал в ужасе».6 Историки утверждают, его испугало то, что Филадельфийскую кафедру пытался подчинить себе Римский папа. Началась переписка между венецианской греческой общиной и иеромонахом Никифором, продолжавшаяся четыре года, в которой будущий архиепископ отказывался от кафедры. Каждому греку было известно, что их избранник патриот своего народа. Поддавшись наконец уговорам он поставил несколько условий.
Во-первых, греческая община «должна добиться совершенной независимости от папского престола и Унии и следовать догматам Восточной Православной Церкви, находясь в юрисдикции Константинопольского патриарха.»
Во-вторых, во епископы его должен утвердить патриарх Константинопольский.
После исполнения двух условий он согласился приехать в Венецию. После этого начинается период борьбы, ожиданий, неопределенности. В это время он написал труд «Ответ некоего православного к некоему православному брату о насилии католиков…», направленный на вразумление греческого народа в Венеции. В нем иеромонах Никифор призывал подчиняться гражданскому законодательству, а также отстаивать религиозные права, не допуская компромиссов в вопросах веры – не принимать унию.
Но греческий народ в Венеции все-таки принял унию и не остался верен Восточной Церкви. 6 ноября 1775 года о. Никифор письменно заявляет об отказе от Филадельфийской кафедры, но, в конце концов, венецианское правительство в лице Феотокиса дало сильный отпор папской власти. 7И 31 декабря 1780 году оно освободило Филадельфийскую кафедру от унии. Сразу, после решения этого сложного вопроса, связанного с претензией католиков на кафедру, канонично патриархом был избран епископ Закинский и Кефаллоникийский Софроний.
После столь громких событий, по приглашению господаря Молдавии Григория Гикаса, Феотокис становится ректором Господарской школы. Он со всей ревностью и умением совершенствовал процесс обучения, приглашал преподавать монахов из монастыря преподобного Паисия (Величковского) для воспитания подрастающего поколения в духе православной святоотеческой традиции. Это не понравилось местным преподавателям и местным властям. В одну из летних ночей 1776 года, спасаясь от преследователей, он тайно оставляет молдавский город Яссы и уезжает в Россию, из-за угрожающей ему опасности.
В России он начал служение, делая первоначальные шаги при помощи друга и соратника Евгения Вульгариса, архиепископа Славянского и Херсонского, с которым он когда-то обучался в Лейпцигском университете. Епископ Евгений приехал несколькими годами ранее в Россию по приглашению императрицы Екатерины II, которая всегда желала привлечь к государству образованных людей со всего мира. Иеромонах Никифор, приехав в Полтаву, начинает изучать русский язык. Уже через год он превосходно им овладел. В Славянской епархии, где епископ Евгений был главенствующим архиереем, не было ни одной школы для подготовки священства. Поэтому 24 января 1777 года владыка Евгений дает распоряжение своему администратору архимандриту Феоктисту (Мочульскому) собрать десять мальчиков и обучить их основам латыни, иностранного языка, катехизису, арифметике, географии и истории. После сделанного шага было отправлено письмо в Синод с просьбой выделить средства на обустройство новой школы, но ответа не последовало. В обветшалом доме недалеко от центральной церкви К. Г. Разумовского было устроено Епархиальное училище. 27 ноября 1778 года училище было открыто, а управление поручили иеромонаху Никифору. 5 мая 1779 преосвященный Евгений подал прошение об отставке, оставив после себя(по просьбе Императрицы) приемника, им оказался иеромонах Никифор Феотокис, отличавшийся образованностью и знанием многих языков. Позднее в этой епархии было очень много греков, которые исповедовали православное христианство.
Наречение иеромонаха Никифора в архиепископа Славянского и Херсонского было произведено 22 июля 1779 года в Петербурге в праздник Преображения Господня в соборной церкви Преображенского полка. В хиротонии принимали участие не только русские архиепископы Гавриил Новгородский и Инокентий Псковский, но и греческие митрополиты – Игнатий Готфский и Венедикт Неавплийский, при посвящении присутствовала сама императрица Екатерина II. Под его управление была вверена многонациональная и многоязычная епархия. В течении семи лет велась изнурительная работа по решению «сложных вопросов епархиальной жизни».10 Решались вопросы от построения Храмов и учебных заведений, до дел об епитимиях, за всевозможные убийства, неправильные браки, разводы и.т.д.
Одним из главнейших дел архиепископа Никифора было устройство Полтавской семинарии. 22 сентября 1779 года Екатерина издала указ об учреждении семинарии и выделила на ее содержание 2000 рублей в год. Прошло торжественное открытие новой «духовной кузницы», куда поступили студенты разных сословий, рядом было выстроено общежитие для сирот. Ректором был поставлен Иоаким Яновский. 1780 году было введено изучение греческого, французского, немецкого языков, а также арифметики и рисования. Подбор преподавателей архиепископ вел сам. В 1783 был открыт класс философии. В 1786 году семинария открыла богословский класс. Но трудностей было предостаточно, первая из них – задержка денег, из-за которой студентам приходилось мало питаться, а преподавателям не выплачивалась зарплата. Нет сомнений, что семинария существовала в основном благодаря заботе и попечению епископа Никифора.
Благодаря его трудам и увещеваниям был собран греческий полк в Таганроге. По просьбы Екатерины II архиепископ Никифор рассылал письма своим соплеменникам, призывая к послушанию Русскому правительству, ведущему войну с вражеской «туретчиной».
На Славянской епархии, находившейся в Новороссийском крае, было много старообрядцев, благодаря Манифестам 16 мая 1754 года и 4 сентября 1755 года, приглашавшим их вернуться из Польши и Молдавии на новые территории имперской России. Старообрядцы получили полную свободу в Новороссийском крае. Архиепископ Никифор стал одним из первых иерархов, предпринявший «попытку воссоединить их с Церковью, воплотив в жизнь идею единоверия еще до появления этого термина» 11, особенно, в первые годы правления Екатерины II. В суровых мерах Синода в адрес старообрядцев больше не смысла.
Староверы-поповцы, обращавшиеся годами раньше к преосвященному Евгению Вульгарису с просьбой «построить церковь, иметь священника из своей среды и употреблять старинные книги», обратились во второй раз, но уже к архиепископу Никифору. Подписавшись под прошением о разрешении служить «по старым книгам» 116 человек, в котором было приложено рекомендательное письмо от генерал-губернатора Новороссии князя Г.А. Потемкина. Владыка отнесся с пониманием и поддержал данный шаг. Для увещевания старообрядцев он написал «Окружное послание всем именующим себя староверами, в Славенской и Херсонской епархии обитающим»12. Священник Димитрий Смолодович совершил над ними чин присоединения, 18 июня 1780 года архиепископ совершил Литургию «при пении двух хоров – архиерейского и составленного из присоединившихся к Православию старообрядцев». Данный шаг он сверял с «Увещанием в утверждении истины» иеромонаха Платона(Левшина) 1765 года, в котором говорилось о равночестности старых и новых книг. 3 августа 1780 года Феотокис написал письмо к архиепископу Гавриилу, на которое он ответил в 1781 году, подчеркнув мысль о непозволительности такого снисхождения «раскольникам», ссылаясь на постановления Большого Московского собора 1667 года, на котором запретили что-либо старообрядческое. Феотокис чуть было не подчинился мнению высшего церковного правительственного органа, но он в ответ написал «Краткое повествование о обращении раскольников селения Знаменка…», в котором обосновывал свои действия, приводя многочисленные доводы, опираясь на церковные правила и мнения святых отцов, на текстологию Священного Писания и примеры из истории древней и новейшей. Доводы в оправдание своей позиции были очень веские, поэтому неудовольствие прекратилось с условием, если староверы, благодаря пастырству владыки, будут приведены к полному единству. Немаловажную роль в этом деле играло то, что инициатива принадлежала «мужу иностранному», архипастырю «рода греческого».
Но, через некоторое время, владыка Никифор изменил положительную точку зрения по поводу старообрядцев, на что повлиял митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил(Петров), прислав ответное письмо с наставлением обличать «раскольников». Далее следует благословение владыки протоиерею Димитрию Смолодовичу обличать и приводить их в общепринятую традицию. Владыка Никифор отправляет старообрядцам «Послание» с обличениями и воззваниями, но в ответ старообрядцы посылают «Соловецкую челобитную», дополненную собственными комментариями. Владыка не заставил долго ждать от себя ответа, прислал письмо с более контрастными противораскольническими обличениями старообрядцам, но они остались неуклонно отстаивать и исповедовать изначальную Русскую традицию. Вот этому периоду жизни преосвященнейшего и посвящаться данная работа.
Несколько слов стоит сказать об отношении владыки Никифора к униатам, населявшим Новороссию, которые в свое время переселились туда с польских земель. Католичество не один век усиленно вело миссионерскую деятельность на окраинах Православной России. Их влияние – это крещение обливанием, выделение в текстах песнопений и молитв буквы «э», «т». Владыка обличил это в «Окружном послании против обливательного крещения всечестным протоиереям и честным иереям, во Славенской епархии состоящим»15. Потом наказал всем относиться к униатским священникам, епископам, как к мирским людям не имеющим сан. Служение в Новороссии закончилось для владыки очень благоприятно, при нем эта местность стала именоваться Екатеринославской губернией. Губерния готовилась к встрече императрицы Екатерины II, которая вот-вот должна была приехать, но Владыку по указу Св. Синода перенаправили в Астрахань из-за «чрезмерной пастырской ревности», но возможно были и другие причины.
Период жизни архиепископа на Астраханской и Ставропольской епархиях можно характеризовать, как успешный. Успех связан с тем, что в Астрахани им была построена и открыта семинария 6 января 1778 года, куда ему в помощь был направлен, по благословению преосвященного Феоктиста (Мочульского), иеромонах Сильвестр (Лебединский), преподававший в Харьковской семинарии поэзию. По приезду, его поставили учителем философии и богословия, а также дали должность префекта семинарии. При нем был открыт полный семинарский курс обучения, позже он стал архимандритом, а потом архиепископом Астраханским. Владыка Никифор направлял и поддерживал в трудах всех своих подчиненных, не исключением был и иеромонах Сильвестр(Лебединский). Стоит отметить, что в 1788 году в Астраханской епархии было открыто Главное народное училище, позже увеличилось и количество начальных школ в назначенной ему местности. Владыка также неустанно трудился на ниве врачевания раскола, он рассылал свои «ответы» по иргизским поповским старообрядческим монастырям, обличал их в неправде раскола и помогал принимать единоверие. Для этих целей он написал «Зеркало для старообрядцев», чтобы более расположить тех к уходу из раскола.
Астрахань, на тот момент, являлась многонациональным регионом, среди населения были татары-магометане, армяне, католики и лютеране. Работа проводилась по всем «направлениям духовных фронтов». Он говорил проповеди, писал послания в дальние приходы своей епархии, призывая укреплять собственные приходы и чтить священноначалие. Современники дали ему второе имя: «сладкоглаголивый писатель». Известно, что проповеди писались им на латинском языке, а переводил их крестовый иеромонах Михаил. Преосвященный Никифор умел распознавать людей, ценил в них благочестие и духовные дары.
Однажды, на одном из рынков он заметил сборщика пожертвований, монаха Саровской пустыни Евгения. Он его позвал с собой и предложил перевестись в Астраханскую епархию, а затем ходатайствовал об этом. Прошло много времени, монах Евгений радовал своими духовными победами своего пастыря. Но когда епископ Никифор поехал в Данилов монастырь, его он с собой не взял, а оставил в Астрахани. Позднее этот монах возобновил Чуркинскую пустынь Астраханской епархии. Множество таких примеров их жизни владыки можно описать. Больше 5 лет преосвященный Никифор был святителем астраханской паствы. Когда ему исполнилось 60 лет, он попросил его уволить на покой.
Нам известно о следующем эпизоде, на который указывает историк А. Стурдза: «он близко знал «высочайшего князя Потемкина», многократно с ним беседовал… Однажды, в какой-то большой(гражданский) праздник, князь приготовил пышный обед для знатных лиц и пригласил преосвященного Никифора. День был постный, а стол ломился от скоромных яств. Феотокис отказался благословить стол, сказав, что не может одобрить столь явного нарушения уставов Церкви»17, данный эпизод свидетельствует о нелицеприятной вере архипастыря, но связывать его с уходом нельзя, недоказуемо. 14 июля 1792 года он навсегда оставил Астрахань.
Священный Синод предоставил ему место в Переславском Даниловом монастыре Суздальской епархии и выделил пенсию 1000 рублей в год, но приехав в Москву, он посылает «покорнейшее донесение» с просьбой об изменении места пребывания, ему хотелось остаться в Москве по причине отсутствия в Суздальской епархии хороших врачей и аптек. Св. Синод удовлетворил просьбу Феотокиса и дал ему управлять третьеклассным Московским Даниловым монастырем, необходимо сказать, что с его приходом туда началась бурная научная жизнь, в монастырь стали стекаться толпы ученых мужей.
2. Обзор проповедей и поучений архиепископа Никифора
Проповеди архиепископа Никифора, это чаще всего наставления православных жить по-монашески в миру не только монахам, но и мирянам. Это прекрасная черта просматривается во всех речах, письмах своему пасомому стаду. Говорит он о принуждении себя совершать добродетель послушания. Во «2 Слове, о послушании» говорится: «Исус Христос, Который узаконоположил жизнь иноческую, жил в послушании и ради послушания умер… без послушания все добродетели суть несовершенны и нетверды».
«Велики подвиги – велика и награда. Славное дело – светлый и венец»19. Множество проповедей посвящены подвигу, усердию и силе, рождаемой исключительно в неотступном усердии. Ангелы, говорит Владыка, непричастны к суете «мира сего», они награждены бесконечным продолжением жизни своей пред чистыми очами Бога.
На каждую неделю, на каждый воскресный день, владыка написал слова и проповеди, но до нас дошли только некоторые из них. Не сосчитать обличительных слов на порок пьянства, им всегда была заражена наша Россия. Сколько призывов к усердию и награде за это усердие: «Не бойтесь сильно застаревшей привычки — свободна есть наша воля, а благодать Божия всемогуща».
3. Оценка писем владыки Никифора, связанных с преодолением раскола 17 века
«Окружное послание к старообрядцам» изобилует обличениями в адрес старообрядческого раскола, приверженцы старого обряда в одной из строк послания сравниваются с последователями закона Моисеева, которые отвергли Спасителя «ревностью не по разуму», не дав обогатить закон любовью Христовой. Далее идут сравнения по принципу «лучше и хуже».
По мнению владыки Никифора хранителей традиции старого обряда, часто окружало невежество, т.к. они были лишены школ и учителей. Что учитель их– это Предание: «нет между вами ни наученного, ни в церковном учении искуссного…», говорит владыка. После идут вопросы: «…Для чего учения пастырского бегаете? Для чего к отцам духовным истинной Православной Церкви приходить не хотите?». Все обличения идут в адрес беспоповцев, которые по-протестантски отвергли священство. Разница владыки Никифора с остальными миссионерами в том, что он после перехода из по сути из «единоверия» в новообрядчество, не противился тому, чтобы его прихожане молились по старому обряду. Об этом упоминается в дружеской переписке Феотокиса с архиепископом Новгородским Гавриилом. Эти письма проникнуты любовью и добрыми пожеланиями друг к другу. Оправдывая свое решение разрешить старообрядцам «употреблять старинные книги» он говорит, что не было издано постановлений по поводу их запрещения, а также в них он не видел никакого богохульства. Он свой шаг сравнивал с теми моментами Священного Писания и истории церкви, где делались уступки иудеям, например :«обрезание язычника Тимофея …— обрезал ради иудеев, которые были в тех местах»24. О знаменном роспеве владыка говорил, что на слух оно приятно и что нет запрета ни на один роспев, но вспомнил момент из истории Церкви, связанный с неокесарийцами, которые ссорились из-за различия в пении и чтении псалмов. И привел в пример действия святого Василия, призывающего не обращать внимания на обряды, но стремиться к духовному единению Церквей и верующих. Одно из посланий заканчивается тем, что мысль о строгости и снисхождении должны находиться рядом, но если со стороны церковного начальства последует благословение «разорить то, что уже создано», он готов подчиниться, чтоб не нарушить дух единства Православной Церкви.
«Письмо архиепископа Платона к архиепископу Никифору» — это доказательство того, что владыка по своей доброте и снисходитедьности пытался врачевать раскол. Архиепископ Платон(Левшин) пишет, что если кому-нибудь разрешить пользовать старые книги, то многие «прилепятся к их шайке».26 Далее упоминается о многих письмах в Св. Синод разрешить молиться по старым книгам, но старообрядцам было отказано.
Два письма священнику Димитрию Смолодовичу, написанные владыкой из Полтавского монастыря 16 февраля 1780 года, говорят, что следует читать проповеди, присланные Св. Синодом для остепенения пыла старообрядцев. Во втором письме описано сожаление по поводу некоего Арсения, к которому относились не с «должною жестокостью»
4. Заключение
Выдающийся архипастырь, деятель православного просвещения второй половины XVII века, издатель святоотеческих творений, учебников в Греции и России, повсюду он прославился своим усердием и смиренным служением Православию. Четверть века длилось его служение в России, где его трудами были построены и открыты Полтавская и Астраханская семинарии.
Архиепископа Никифора можно смело назвать одним из первых пастырей, сделавших шаг к единоверию, которое тогда было на первоначальной стадии развития, т.е. являлось средством к принятию общепринятой реалии, в которой тогда жили. Восприятие единоверия как средства, применяемого по причине неготовности старообрядцев сразу принять все нововведения, присуще и митр. Платону(Левшину), который присудил незаконно единоверию роль средства смены обряда, но зачем его менять, если обряд не главное в вере человека. Ведь выбор обряда – это личное дело каждого.
Поставленные цели в начале работы выполнены, мы просмотрели несколько писем и проповедей архиепископа Никифора (Феотокиса) и анализировали его биографию, которая свидетельствует о пастырском таланте и любви к людям любого сословия. Также мы выяснили, что шаг к единоверию, сделанный владыкой, мудрое и дальновидное решение в пользу разрешения разделений в Церкви. Но на второй шаг к преодолению раскола благословения дано еще не было.
Список литературы
Священное писание:
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2007.
Источники:
2. Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). — СПб.: Алетейя, 2011. — 200 с.
3. К. В. Глазков К вопросу о единоверии в связи с его двухсотлетием // Церковно-Богословско-Философский ежегодник. // Типография преп. Иова Почаевского Свято-Троицкий Монастырь Джорданвиль. 2000. —192 с.
4. П. Чубаров прот., В. Н. Павлов. Православное Единоверие в России // СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 195 с.
5. Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 344 с.
Электронные ресурсы:
6. Данилов монастырь. Русская Православная Церковь Московский Патриархат. [Электронный ресурс] // [Офиц.сайт] URL : http://msdm.ru/2013-05-31-13-31-10/arhiv/254-80?showall=&start=1 . (16.10.2016)
7. Единоверие. [Электронный ресурс] // [Офиц.сайт] URL : http://www.edinoverie.com/. (21.10.2016)
1 Глазков К. В. К вопросу о единоверии в связи с его двухсотлетием // Церковно-богословско-философский ежегодник Православный Путь: Приложение к журналу «Православная Русь» за 2000 год. — 70 с.
2 Там же С. 70
3 Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 20 с. 7
4 Ф Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 24 с.
5 Там же. С.26
6 Там же. С. 28
7 Данилов монастырь. Русская Православная Церковь Московский Патриархат. [Электронный ресурс] // [Офиц.сайт] URL : http://msdm.ru/2013-05-31-13-31-10/arhiv/254-80?showall=&start=1 . (16.10.2016) 9
8 Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 33 с.
9 Там же.
10 Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – с. 29
11 Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 48с.
12 Там же.
13Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 50 с.
14Там же.
15 Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 56 с.
16 Там же. С.57
17 Архиепископ Никифор Феотокис
18 Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 180 с.
19 Там же.
20 Там же. С.202
21 Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России. — М.: Даниловский благовестник. 2006. – 228 с.
22 Там же.
23 Там же. С.232
24 Там же. С.240
25 Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России. (от зарождения идеи до начала XX века).. 3.1. Реализация указа 1800г..Распространение единоверческих приходов. Глава 3.// Развитие Единоверия в России в XIX–начале XX вв. — СПб.: Алетейя, 2011. — с.103
26 Там же. С.244