АРХИЕПИСКОП УФИМСКИЙ АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) И ЕДИНОВЕРИЕ XX ВЕКА

«АРХИЕПИСКОП УФИМСКИЙ АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) И ЕДИНОВЕРИЕ XX ВЕКА»

 

Прохор Сергеевич Чиж — студент Санкт-Петербургской духовной академии, чтец и причетник единоверческого храма, выступил с докладом «Архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский) и Единоверие XX века».

 

Прохор Сергеевич Чиж

 

Прохор Сергеевич рассказал о жизни и деятельности единоверческого епископа Андрея (Ухтомского). «После убийства епископа Симона Шлеева в 1921 году вдохновителем единоверия в России стал епископ Андрей (Ухтомский). Главной идей деятельности епископа Андрея являлось возвращение к древнему благочестию», — отметил докладчик. «Первым условием нормального развития русского государства епископ Андрей считал усовершенствование приходской жизни. Приход, согласно мнению епископа Андрея, — это важнейшая социально-экономическая единица любого неатеистического государства. Но образцовая модель прихода сохранилась только у старообрядцев», — сказал Прохор Сергеевич Чиж.

Никак нельзя усомниться в том, что заслуги старообрядцев перед русским народом огромны. Владыка Андрей писал, что старообрядцы защищали чистоту православия от самовластия бывшего патриарха.

«Обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства. Неуважение к ним породило в Православной Церкви недисциплинированность и гибель общины», — докладчик процитировал епископа Андрея Ухтомского.

 

26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», где был прочитан доклад причетником Православного Единоверческого прихода Тихвинской иконы Божией Матери.

 

«АРХИЕПИСКОП УФИМСКИЙ АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) И ЕДИНОВЕРИЕ XX ВЕКА». 

 

Введение

Целью данной работы является  исследование деятельности  архиепископа Андрея, в миру князя Ухтомского,( родившегося в 1872-1937гг.) в начале XX века. Он также является сподвижником епископа Симона  Шлеева (1873-1921гг.), первого Единоверческого епископа. Главной целью деятельности обоих было примирение старообрядчества с Православием и обновление Церкви древлеправославной традицией, но не обновленческим, развитым в церковных кругах, послереволюционным духом. После убийства епископа Симона Шлеева в 1921 году, вдохновителем Единоверия в России стал архиепископ Андрей (Ухтомский), жизнеописание и деятельность которого вызывают особый интерес в наше время. Идея единства русского народа, по словам Владыки Андрея, это возвращение к древнему благочестию, нам родственному и близкому, противному пути упразднения родных традиций — дороги к отказу от собственного опыта жизни (предания) в своем Отечестве. Особое внимание в исследовании уделено ознакомлению с жизнеописанием и деятельностью  архиепископа Андрея (Ухтомского), которая является неизмеримым вкладом в русское Единоверие XX века. Единоверцы призвали и вернули в лоно Православия тысячи старообрядцев, [1]находившихся в заблуждении. Идея Единоверия начинала  крепнуть и развиваться во многом, благодаря деятельности архиепископа Андрея и его единомышленников.

Актуальность данного исследования состоит в попытке изложения основных мыслей и идей, от которых он не отступился  вплоть до своей мученической смерти, принятой от советских преступников, пришедших к власти одновременно с появлением единоверческого епископата. Следует выявить причину его решения идти по пути преодоления раскола и противления обновленчеству, вывести на обозрение несостоятельность и необоснованность запрета владыки Андрея[2] в 1926 году местоблюстителем митрополитом Петром(Полянским) и его заместителем митрополитом  Сергием(Страгородским).  Руководствуясь указом №362 патриарха Тихона, владыка Андрей канонически доказал необоснованность этого и, следовательно, не подчинился запрету. Возникает много вопросов, отвечая на которые мы сможем рассказать об основных событиях и извлечь наиболее интересные факты из жизни архиепископа. Прежде всего, постараемся определить значимость этого иерарха для Православной Церкви.

  1. 1.           Жизнеописание священномученика архиепископа Андрея (Ухтомского). Описание его  деятельности, направленной на преодоление раскола

Владыка Андрей — в миру князь Александр Алексеевич Ухтомский, родился 26 декабря 1872 г. в селе Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда  Ярославской губернии. В отрочестве он закончил 5 классов гимназии с отличием. Далее он поступил в Нижегородский кадетский корпус, вскоре, по его успешном окончании, был принят в Московскую Духовную Академию по наставлению св. прав. Иоанна Кронштадтского. Будучи молодым иеромонахом, он часто беседовал и вел с ним дружескую переписку.

Александр Ухтомский в 1891 году  при поступлении в Московскую Духовную Академию, сдав многочисленные экзамены, вошел в состав юбилейного пятидесятого курса, состоявшего из бывших семинаристов (его приняли сразу в академию, он миновал семинарию). Среди преподавателей тех лет следует вспомнить инспектора академии архимандрита Сергия (Страгородского), будущего патриарха,  и ректора архимандрита Антония (Храповицкого), контакты с которым Владыка Андрей поддерживал долгие годы.  Часто Владыка  с искренней благодарностью вспоминал, что ректор архимандрит Антоний (Храповицкий) «всегда твердо воспитывал нас в том взгляде на церковную жизнь, что Церковь должна быть свободной, что Она должна управляться Соборами, что без Соборов церковной жизни нет».[1] В 1895 году Александр, по окончании Академии, пишет сочинение на тему «О гневе Божием», за что получает высший бал. Позже публикуются две трети этой работы  в журнале Духовной Академии.

14 июня 1895 года по направлению ректора и городского сената выпускник «духовной кузницы» уезжает в г. Казань преподавать в Духовную школу русский язык. 2 декабря 1895 года в Казани Александр Ухтомский был пострижен в мантию архимандритом Антонием (Храповицким) с именем Андрей, а 6 декабря в иеромонаха,[2] после чего его ставят инспектором миссионерской семинарии в Осетии, а с 1899 года — руководителем Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита. Первоначальной задачей миссионерской семинарии и преподаваемых там курсов была борьба с распространением ислама в образовательных учреждениях, так как в то время на окраинах г. Казани доминировал  ислам.[3] Для преодоления интенсивного распространения ислама, во времена ректорства Владыки, представители многих религий учились вместе с православными студентами, это позволяло привить взаимную доброжелательность и не позволяло уйти от главной проблемы той местности. Несомненно, это давало драгоценный  всем студентам миссионерам — опыт межконфессионального общения.

4 октября  1907 года он был хиротонисан в епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. Проходил свое архипастырское служение сначала  в Абхазии, а с 1913 года стал епископом Уфимским и Мензелинским.

В 1917 году владыка Андрей вошел в состав Святейшего Синода, хотя и с помощью Временного Правительства. В одном из писем Керенскому мы видим следующие слова: «… Теперь наше правительство социалистическое — и оно окончательно для народа непонятно. Народ ни за что не согласится, что все эти Ленины, Троцкие, Нахамкенсы, Даны, Ганы могут быть народными благодетелями. А поэтому хлеба нет; подчинения власти, даже простого ее признания — нет; нет никакого к ней доверия, а потому нет и поступлений в государственную казну… Поэтому никто не уверен в завтрашнем дне…  Александр Федорович! Спасайте Россию! По-видимому, Вас Бог избрал спасти родину; вам верят ваши сотрудники. Теперь идите прямо в народ и к народу, заговорите с ним русским мужицким языком, и тогда вы будете сильны. Возьмите себе в сотрудники людей беспартийных и непременно любящих святую Церковь…».[4] Подобные высказывания говорят о честности и прямолинейности Владыки, о которой писали учителя нашего Православия, и на которую благословлял Патриарх Тихон, не боясь мученичества, фундамента православной церкви.  Епископ Андрей был членом Предсоборного совета и участником Поместного Собора РПЦ 1917-1918 г., одновременно участвуя в съездах, посвященных приобщению старообрядцев к Единоверию. В январе 1919г. он был избран епископом Саткинским единоверческим (оставив прежнюю кафедру) и первоиерархом всех единоверцев.[5] Затем следуют многочисленные аресты и короткие периоды времени пребывания на свободе. 4 октября  1937 году новомученик и исповедник архиепископ Андрей был расстрелян в Ярославской тюрьме.

В дополнение следует сказать, что 4 мая 1917 года протоирей Симеон Шлеев и ревнители Единоверия подали докладное письмо с просьбой об утверждении Единоверческой комиссии, принятого Первым Всероссийским единоверческим съездом. В тот же день Святейшией Синод определением за № 2764 поручил Преосвященному Андрею, члену Св. Синода, передал свои соображения, в которых изъяснил, что Единоверие должно работать в направлении содействия объединения старообрядческих согласий. В итоге, 11 мая состоялось организационное заседание Совета Всероссийских Съездов православных старообрядцев под управлением Владыки Андрея. Усилия Совета, в первую очередь, были направлены на установление контактов с Белокриницким согласием, как наиболее крупной ветвью раскола. В результате получился двухсторонний диалог православных и находящихся в расколе. Старообрядцы пересмотрели свои взгляды на Церковь, успех был небывалый, тринадцать белокриницких епископов высказали желание соединиться с Православной Церковью. Попытка предпринять такой шаг требовала подготовки паствы. В доказательство этому имеются факты, изложенные далее. Один из 12 Белокриницких архиерев, некий Мелетий в одном приходе Саратовской губернии, где пытались обустроить «австрийскую» старообрядческую церковь, как новое ответвление раскола, епископы раскола на это говорили своим единомышленникам: «Подождите, может быть, мы скоро соединимся с единоверцами». В Соборной Палате был  калужский единоверческий священник, который говорил о том, что калужские так называемые «австрийцы» намереваются соединиться с Единоверием, если единоверцы будут иметь особого епархиального епископа…»[6]. В результате можно сделать вывод, что наличие единоверческого епископа решит многие проблемы с воссоединением. В заключении изложения данных фактов, непременно следует сделать вывод, что механизм соединения с помощью идейного Единоверия работал, обе стороны представляли вполне возможным быть близкими в христианском общении, но при условии сохранения древнего устава.

 Революция для архиепископа Андрея не была неожиданностью. О революции  и царской власти он выражался  в духе славянофильского учения. Он оценивал царскую власть «не как привилегию на господство, а как исполнение обязанностей и тягот управления, возложенных на династию Романовых русским народом».[7]  Подобный подход к управлению империей привел сначала к самовластию, а потом к слепому своевластию. Но самая главная ошибка, по мнению Владыки, заключалась в игнорировании духовных запросов русского общества и в отступлении на задний план славянофильской  формулы князя Уварова:  «Православие, Самодержавие, Народность». Регресс возрастал не по дням, а по часам, приходское духовенство переродилось в требоисполнителей, а епископы — в государственных чиновников, не  доступных ни мирянам, ни низшему клиру. А Церковь стоит именно благодаря простым прихожанам, которых всячески надо направлять ревнителям благочестия и наставникам на жизнь церковную. Разве могут удовлетворить духовные запросы паствы те иерархи, которые живут в роскоши, которые без охраны и шагу ступить не могут. Нередко, говорит Владыка, отдаленные приходы даже и не подозревали о существовании своего епископа. В результате, когда церковный клир был лишен полицейской охраны, служителей церкви стали принимать за представителей враждебного режима и убивать. Все это плачевные итоги бесхребетности духовенства, которую оно  приобрело во время Синодального правления. Сформировался менталитет исполнителей обер-прокурорского приказа, а не благословения Патриарха.

Замечательной чертой архипастырского служения следует считать его стремление к глубокому преобразованию церковно-общественной жизни, а также широкая издательская деятельность по всей стране, служащая для нас обучающим пособием по приобретению опыта в миссионерской деятельности.

Владыка Андрей являлся противником синодального управления в Русской Церкви, называя эту форму правления Церковью «цезаре-папизмом» и «проявлением никонианства». Он открыто заявлял, что исключительно благодаря отдельным личностям(например, о. Иоанну Кронштадтскому, преподобным Оптинским старцам) Русское Православие живет. Первым условием нормального развития Русского государства он считал усовершенствование приходской жизни.[8] Приход, согласно мнению владыки Андрея, это важнейшая социально-экономическая единица любого государства. Но модель прихода сохранилась у старообрядцев, которых беззаконно оттеснили от государства, поэтому им пришлось самостоятельно управлять иерархией и хранить благочестие, обряды принятые на Руси из Византии. Но Петербургское правительство, по мнению Владыки Андрея, искусственно разделяло православных христиан, постоянно напоминая о том, что обряд и молитва не равны друг другу, что только «новый обряд» является спасительным. Много отдал Владыка сил и стараний вопросу равноценности обрядов, этой теме посвящено множество бесед, статей.  Можно сказать, что благодаря ему в 1929 году по инициативе митрополита Сергия (Страгородского) Патриаршего Местоблюстителя  на заседании Патриаршего Синода было решено и узаконено [9]: «1)…богослужебные книги, напечатанные при первых пяти Российский Патриархах, признаем православными; свято хранимые... 2) Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двоеперстия, где бы оные ни встречались, кем бы не изрекались, – отвергаем и яко не бывшие…»[10]. Но после этого решения Патриарха Сергия и Священного Синода оно всячески умалчивлось, и сам Патриарх Сергий впоследствии отказывался от этого решения на протяжении своего патриаршества. Возможно, был страх перед угрожающей жизни каждого гражданина Советской властью. Позднее, в 1971 году, по инициативе митрополита Никодима (Ротова) на Поместном Соборе Русской Православной Церкви было окончательно подтверждено, что «старый и новый обряд равночестны и равноспасительны», а проклятия на старый обряд и исповедающих его считать «яко не бывшими», то есть ошибочными. После 1971 года Единоверие крепнет с трудом, но, по неосведомленности и безграмотности Православных мирян и священства, многие противятся Единоверию, считая исповедующих его, раскольниками. Причиной этого непонимания можно считать трагические события советского периода и разрыв поколений, который появился в результате уничтожения образованного слоя  священства и населения.

Наше исследование будет непосредственно касаться книги «История моего старообрядчества», в которой архиепископ Андрей рассказывает о предложении ему «перемазаться» в беглопоповского епископа, на что беглопоповцы получили отказ: «Я сказал вам, что я православный епископ и ни в каких ересях не состоял, потому и не могу отказываться от какой-либо ереси»[11]. Нельзя не заметить тот факт, что после таких высказываний Владыки беглопоповцы во второй раз зовут его к себе для решения раскольного вопроса. Решение не заставило себя долго ждать; вместо «перемазывания дониконовским миром» в епископы, он предложил разработать «чиноприем во епископа» для старообрядцев, который помог бы воссоединению со всем Русским Православием, благодаря каноническому православному архиерею. Владыка Андрей, с благословения Патриарха Тихона(1865-1925) и духовника архиепископа Антония(Храповицкого) (1863-1936) составил для решения беглопоповского вопроса чин признания епископа своим , согласно которому православный епископ должен был помазать дониконовым миром самого себя. «Беглопоповцы» чин этот приняли, но в это самое время в Москве произошел большевистский переворот, поэтому никаких практических действий не последовало.  Но спустя некоторое время, беглые старообрядцы выбрали себе в епископы представителя «Живой церкви» епископа Николу (Позднева) (1853-1934гг.), которого всячески поддерживали большевики. В результате данное решение беглопоповцев показало, что идеи единения с Православием «Живой церковью» не поддерживались.[12] За некоторое время до этих событий беглопоповский архимандрит Климент (Логинов) прибыл в город Ашхабад, куда на тот момент советскими властями был сослан архиепископ Андрей и епископ Руфин (Брехов)(1884-1937гг.), его соратник и сомолитвенник. Оставаясь действующими архипастырями Русской Православной Церкви, они совершили над собой вышеуказанный чин «помазания дониконовым миром» и после рукоположили во епископы архимандрита Климента (Логинова). Но большинство старообрядцев не приняли своего епископа, т.к. обновленческий епископ Никола (Позднев) с помощью интриг настроил большинство старообрядческих общин против владыки Климента. В результате владыка Климент раскаялся и вынужден был присоединиться через покаяние к белокриницкому согласию при сохранении большой самостоятельности.

При кратком рассмотрении насыщенной событиями биографии священномученика Андрея, возникает вопрос, чего же добивался Владыка Андрей на своем тернистом церковном пути? На этот вопрос предстоит ответить в следующих главах данного доклада. В своей личной переписке с духовным сыном он говорил: «Я хочу быть таким же старообрядцем, как святители Петр, Алексий, Иона, Филипп или патриарх Гермоген. — Все они были старообрядцами, но не были раскольниками».

Никак нельзя усомниться в том, что заслуги старообрядцев перед русским народом огромны. Владыка Андрей в одном из своих писем отмечал, что они защищали чистоту Русского Православия от самовластия бывшего патриарха, и затем инока Никона, и главное то, что смогли сохранить чистоту русского православия. Ярким примером этому является, старообрядческий приход, в котором наблюдается социальное равенство и братство. Об отношении к обряду в среде старообрядцев в одной из статей написано следующее: «обряды – это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства»,[13] ведь неуважение к ним породило в Православной Церкви недисциплинированность и гибель общины. В старообрядческой общине священник всегда выбирался согласно приходскому мнению, потом собирался приходской совет и решал, кто будет стоять перед престолом. Всего этого пытался лишить Церковь петербургский синодальный режим, попытавшийся «гнуть в бараний рог церковную общину». Энергичное противление насилию над совестью со стороны гражданской власти помогло сохранить самосознание в общинах,  результатом которого произошло ее развитие. 

1.  Краткий анализ единоверческого архива архиепископа Андрея(Ухтомского) с 1918 по 1936  годы

Множество трудов, а потом и свою жизнь положил архиепископ Андрей во укрепление Православной Церкви, развивая Православное Единоверие.  Просматривая его архив, сложно хладнокровно анализировать и размышлять над записями, ведь архиеп. Андрей был ревностным христианином, который любил христиан вместе с их Родиной, вместе с ее устоями, которые народ скапливал и бережно хранил от вмешательств. Соприкасаясь с письмами Владыки Андрея письмами, статьями, брошюрами мы невольно понимаем, что вот так решительно и с любовью к своему народу следует бороться за чистоту Православной веры. 

В 1918 – 1936 гг.  решения Всероссийских единоверческих съездов, советов, встреч обеих сторон, а также прочитанные там доклады и сводки говорили о различных сферах церковной жизни, на них, в основном, рассматривались следующие вопросы: «Правила о единоверии»; необходимые поправки богослужебной практики — обличение необоснованных противоуставных отступлений и злоупотреблений принципом «аще изволит настоятель»; попытки признать искажения(извращение) «яко не бывшими» клятвы 1656, 1666 и 1667 г.; поднимались темы подготовки певцов, чтецов по книгам старого чина и открытие школ для последних.  Но главным являлся вопрос о вопрос о единоверческом епископстве. 

Первый съезд единоверцев проходил в доме оберпрокурора (Литейный 24) В. К. Саблера.[1] Государь император Николай II часто жертвовал на единоверие, интересовался всеми новостями, связанными с единоверцами и  их деятельностью по врачевании  раскола.

Главный вопрос, поднимаемый на заседаниях единоверцев – это выбор единоверческого епископа. Но этому многие противились, особенно русские миссионеры в лице их представителя прот. Димитрия Александрова, который говорил: «если в одной Церкви будут два самостоятельных, друг от друга независимых епископа, то там окажется и две церкви, тогда как «Святая и Апостольская Церковь едина».[2] Возникает вопрос, при чем здесь две Церкви, если единоверие всегда находилось под управлением общего с православными Патриархом.  Видимо, миссионеры Русской Церкви привыкли считать православных старообрядцев чужими, хотя последние больше знали о России, сохранив предания отцов и родные русские традиции. На этом же заседании было внесено предложение создать комиссию при Св. Синоде, во главе которой был Единоверческий епископ, не позволяющий разлагать Единоверие, в которое не могли бы «без сомнения» переходить старообрядцы. О. Димитрий ответил на это, что «О. Шлееву хочется самому быть членом этой при Святейшем Синоде комиссии и самому решать все дела по Единоверию, освещая их под углом своих собственных воззрений на единоверие», и далее сказал, что «дело единоверия — общее дело миссии Православной Церкви. Все вопросы, связанные с единоверием, с его внутренней жизнью, исключая вопросы экономические, есть в собственном смысле не вопросы единоверия, а вопросы миссии Православной Церкви»[3]. Далее миссионер говорил, что «растет же и процветает единоверие не за счет Православия, а за счет раскола…»[4]. Раскол  – это старообрядчество вне Православия, а единоверие и создавалось для того, чтобы старообрядцев привести в лоно Православной Церкви, а не миссии. Т.е. для миссионеров тех времен старый обряд и древние традиции – это раскол. В ходе изучения и анализа выступлений миссионеров выяснилось, что последние ставят Единоверие по достоинству ниже протестантской и католической ереси.[5]

Следует сказать, что благодаря усилиям о.Шлеева Петербургское единоверие обрело большие масштабы. И эти огромные масштабы пытались взять под свое начало миссионерские отделы Православной Церкви, но начальствующие без знания старого обряда и быта просто бы развалили все единоверие. Миссионер Н. Гринякин сказал, что «единоверческое епископство или единоверческие комиссии  при Святейшем Синоде являются недоразумением…»,[6] хотя и не все миссионеры являлись врагами распространения Православного Единоверия.

Снатие клятв Московских Соборов 1656 – 1667 гг.— это один из главных вопросов, который поднимался на каждом из Единоверческих Съездов. Большинству православных известно, что данные клятвы положены ,безусловно, не на старый обряд, который так же свят для всех православных. Он положен, прежде всего, на тех, кто нашел в этом причину отколоться от Церкви. Эти клятвы следует признать «яко не бывшими». Данная мысль чаще всего поднималась на Съездах со стороны Единоверцев. А вот сторона миссионеров говорила, что признание клятв «яко не бывшими» означает то, что «господствующая Церковь этим самым расписывается в том, что – во-первых, она отрекается от христопреданного ей права анафематствовать явных противников, хулителей и еретиков(т.к. клятвы на таких лиц положены), а во-вторых, что означенные клятвы положены неправедно. Признать же, что клятвы Соборов 1656-1667гг. неправедны  — значит объявить себя в заблуждении, а раскол(старый обряд) в истине»[7]. Такие рассуждения представил на всеобщее обозрение на одном из съездов представитель миссионеров. Он считал, что отмена клятв и новый обряд – это не касающиеся друг друга вещи. И наоборот. Старый и новый устав, данные Православным в пользование, имели и имеют одинаковые права. Даже если единоверие доминировало, то это не означает, что новый обряд хуже. Сам уже инок Никон объявил раскаявшемуся Ивану Неронову: «Обои служебники (и старый и новый) добры, все-де равны, по коим хочешь, по тем и служишь» [8]

В начале марта 1917 г. государственный переворот и всеобщая распутица заставила организоваться всех единоверцев. 21 апреля 1917 г. группа Петроградских Единоверцев в составе настоятелей местных церквей во главе с протоиереем С.И. Шлеевым посетила оберпрокурора Св. Синода В.Ю. Львова, подав прошение о разрешении членам комиссии, избранным ранее, сделать комиссию по рассмотрению вопросов православного старообрядчества. В.Н. Львов с пониманием отнесся к единоверцам , поддержал их ходатайство и в председатели пригласил члена Св. Синода, архиепископа Андрея, как ревнителя древнерусского благочестия.

11 мая 1917 г. в день праздника Вознесения Господня, в Никольской Единоверческой церкви прошла божественная Литургия, а по окончании ее было Первое заседание Совета Всероссийских Съездов православных старообрядцев под председательством арх. Андрея. Заседание было посвящено вопросам организационного характера, также были избраны должностные лица. До созыва 2-го всероссийского Съезда было состоялось 8 заседаний, на которых были решены вопросы, касающиеся приходской жизни. Также они решили одну из главных проблем с выборностью духовенства. Эта комиссия стала сама отбирать священников и игуменов в единоверческие монастыри. На приходы отправляли тех кто с любовью относился к старому чину. Этим вопросом занимался арх. Андрей Ухтомский.

На заседаниях неоднократно прот. С. Шлеев говорил о необходимости сделать от имени Совета предложение о примирении Православных и старообрядцев на старообрядческом соборе в Москве. Выдающиеся представители старообрядчества приветствовали эту идею вместе с мирянами, но старшее духовенство и причт требовали от Православных полного раскаяния. И все же епархиальный старообрядческий съезд изъявил готовность вести дальнейшие переговоры о примирении. 31 мая 1917 г. единоверцы посетили Рогожское кладбище в г. Москве, во время заседания старообрядческого собора, и Православные Единоверцы сделали живущим в расколе  предложение о примирении. Представители православия: арх. Андрей Уфимский, еп. Иосиф Угличский,  прот. С.Шлеев и Я.М. Поликова. Представители старообрядцев: 13 епископов во главе с архиепископом Милетием. Главным предметом обсуждения были беспорядки и надвигающееся на Россию большой волной безбожие. Это объединение верующих людей могло бы помочь в борьбе с большевиками и немцами, укрепило бы тылы, т.к. это общество не было развращено идеями злых гениев В. И. Ленина, Л.Д. Троцкого (Бронштейна) и остальной нечисти. В заключении было прочитано обращение к старообрядцам Белокриницкой иерархии от Совета Всероссийских Съездов православных старообрядцев, в котором звучали взвешенные предложения объединиться.

2.1                    Обзор труда  архиепископа Андрея (Ухтомского) "История моего старообрядчества.Часть первая"

 

Хорошо, что люди свободной воли бескомпромиссно обличают зло, нависающее над ближними и над ними самими. К одному из таких людей смело можно отнести Владыку Андрея.  Верующий бескомпромиссно и ревностно, он при жизни часто защищался от «клеветы человеческой».[9] К этим защитительным бескомпромиссным трудам можно смело отнести работу «История моего старообрядчества» [10].

 «Акт воссоединения» и «Исповедание веры епископа Андрея», — это два документа, составленных по благословению патр. Тихона и митр. Антония(Храповицкого), которые вызывали много вопросов у некоторых иерархов Русской Православной Церкви.

Труд «История моего старообрядчества» начинается со знакомства арх. Андрея осенью 1917 года на одном из приемов с председателем беглопоповского братства Львом Алексеевичем Молехоновым и монахом чернецом Иеронимом. Дело в том, что собеседники предложили архиепископу Андрею стать беглопоповским епископом: «За  обедом мы два–три часа проговорили о возможности для меня быть епископом беглопоповского братства…».[11] В результате, было предложено перемазываение, но арх. Андрей ответил: «я православный епископ и ни в каких ересях не состоял, и потому не могу отказываться от какой – либо ереси. Вместо этого кощунственного отказа моего от Православия я предложил такой чиноприем:

Я вхожу в храм беглопоповский как странник, в подряснике, в полумраке и в клобуке с посохом. При входе в храм верующие братья меня спрашивают:

— ты кто еси и по что пришел еси само?

Ответ мой: Азъ есмь епископ единыя, Святыя, Соборныя, Апостольския церкви.

Вопрос: Како веруеши?

Ответ: Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя и проч. — И так далее — весь чин архиерейской присяги по Большому Потребнику патр. Иосифа.

После этого вся братия обращается к епископу со словами: «Святитель Церкви Христовой, аще тако веруеши, сотвори милость и будь епископом нашим, и сотвори молитву, и принеси на алтаре нашем жертву Господу о всех и за вся».

После согласия епископа, он облачается в мантию, получает от братии жезл, идет ко св. вратам, и просит у братии обычное прощение, и начинает литургию по чину» [12]

Этот «чиноприем» ,в целом, был одобрен беглопоповцами, но они потребовали отречься от патр.Тихона, говоря, что «Мы верим вам и не знаем патр.Тихона и не верим ему; он при перемене обстоятельств снова войдет в контакт с кем угодно»[13] Владыка Андрей отказался от подобного и ушел от беглопоповцев, но через два дня к нему обратились снова с такой же просьбой. Во второй раз Владыка Андрей взял благословение у архиеп. Антония (Храповицкого), своего духовника со 2 декабря 1895 г.,[14] который, исполнив свои канонические обязанности, благословил этот шаг. 

Это решение было передано Л.А. Молехонову, представителю от беглопоповцев, в это же время начались беспорядки в г. Москве. Потом образовалась «Живая церковь», и беглопоповцы взяли себе епископа из нее. После написания «Писем о старообрядчестве» Владыке повстречался в августе 1925 года архимандрит Климент Логвинов с просьбой стать для них беглопоповским епископом. Пообедав скудной пищей, они принялись обсуждать различные волнующие вопросы. После трапезы  беглопоповский архимандрит показал, что архиепископ Николай Позднев из «господствующей тогда Живой церкви» подписал документ о проклятии «ерисей», [15] в которых находился все 70 лет своей жизни. Владыка сказал архимандриту, что боится испортить отношения с большевиками, что боится сесть еще на 4 года, как это было после Туркестанских событий. А также он заявил, что  снял с себя все обещания 1917 года после принятия беглопоповцами архиеп. Николы (Позднева).

Позже  Владыка Андрей поставил ультиматум архим. Клименту. Когда тот пришел на очередные переговоры, все выглядело следующим образом: «после воссоединения, им — беглопоповцам — нужно было прервать отношения с архиеп. Николой, а также он дал согласие быть номинальным епископом беглопоповцем, если архим.Климент согласиться быть действительным епископом и действительно даст радость иметь своего епископа» .[16]

Чин «присоединения» прошел 28 августа 1925 года в кладбищенском храме г. Асхабада, в одном из самых маленьких городских храмов, настоятелем которого был игумен Матфей(в миру Леонид Трифонов).  В преддверии совершения чиноприема, Владыка Андрей известил митр. Новгородского Арсения(Авксентий Георгиевич Стадни?цкий)[17], но митрополит пытался отговорить от такого шага, на что ему  был дан ответ, схожий по смыслу  52-м апостольским правилом: «Аще кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает, да буде извержен из священного чина, опечаливает бо Христа, рекшего: радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся»[18]. Через некоторое время митрополит Арсений потребовал отказаться  К. Н. Потутаева(представитель беглопоповцев), архим. Климента, архиеп. Евгения Кабранова от общения с Владыкой Андреем, Объяснив это требование тем, что Владыка Андрей – «тихоновец, который в сущности тот же живоцерковник»[19]. Неоднократно митр. Арсений приглашал к себе беглопоповцев для переговоров о «воссоединении» с Православием с его участием, но на это он получал многочисленные отказы. Ранее, в Москве, до этих событий, беглопоповцы приходили к местоблюстителю митр. Петру с просьбой принять их в Лоно Православной Церкви на правах Единоверия через непосредственное участие только архиеп. Андрея. На это был дан отрицательный ответ из-за причастности Владыки Андрея к «тихоновскому» движению.  Митр. Арсений в одном из разговоров признался, что «в вопросе о расколе он не компетентен», поэтому следует обратиться к митрополиту Крутицкому за помощью, на что Владыка Андрей ответил, что «на основе буквы законов делается вред Церкви»[20]

Чин прошел следующим образом. На середину храма поставили образ Нерукотворного Спаса. Владыка Андрей стоял перед аналоем, на котором находился образ Нерукотворного Спаса, по правую руку стоял игумен Матфей, по левую архимандрит Климент, все были одеты в епитрахили, фелони и поручи. Архимандрит совершил семипоклонный начал, прочитал «Царю Небесный», «Верую во Единаго» и лицом к народу прочел «исповедание веры», и ему было дано миро, которым сам себя помазал Владыко Андрей. Затем совершил ектенью архим. Климент, поминая Владыку Андрея как Православного старообрядческого епископа.

2 сентября 1925 года в г. Асхабад приехал еп. Руфин для возведения в сан епископа архим. Климента. Совершили Литургию на антиминсе, освященном в г. Тедженте епископом Львом Нижнетагильским. Хиротония была совершена так же, как в Греции — с троекратным обхождением вокруг Святого Престола: «И все совершилось так свято, так благополучно, с таким молитвенным подъемом Климентом, который через Краснозаводск направился обратно в Саратов, а вечером уехал из Асхабада и епископ Руфин— обратно в Сатку. Я опять остался в своей ссылке…»[21]. Светлое событие произошло тогда, но омрачено оно было выступлением против молитвенного объединения со старообрядцами митрополитом Новгородским Арсением, который обвинил также в раскольнической деятельности арх. Андрея совершенно необосновано.

Было множество свидетелей того, что Владыка Андрей не уходил в раскол. К ним относятся прихожанки Домника Овчинникова и Екатерина Шубинина, это они обе были свидетелями всех переговоров с еп. Климентом.

Прихожанки пишут в защиту своего епископа:

1.  Архим. Климент никакого оглашения над.архиеп. Андреем не читал.

2.  Архимандрит никогда не мазал своим миром Православного архиепископа. Здесь перечисляются три ошибочных обвинения заместителя местоблюстителя.

3.  Также в письме Патриарха Сергия говорится, что Православная община игумена Матфея ушла в раскол. Это еще одна ложь.

4.  В данном пункте написано, что заявление митр. Сергия о раскольническом отречении архиеп. Андрея безосновательны: такого отречения не было, и быть не могло в Православной общине игумена Матфея.

5.  Митрополит Сергий утверждал, что епископ Андрей вторым чином перешел в Климентову Церковь. Но мы знаем, что этого не было, и он делал только то, что «благословили сделать его духовные отцы»[22]

Есть мнение, что архим. Климент «малым чином» принял архиеп. Андрея в старообрядчество. На самом деле, Владыка Андрей помазался сам старообрядческим миром «во имя Отца и Сына и Св. Духа»,[23] его никто не помазывал. Таким образом, утверждающие, что «Владыка позволил беглопоповцу совершить над собой обряд вторым чином», несомненно, перепутали Таинство Миропомазания с помазанием миром. Позиция обличения так называемого «старообрядческого воссоединения» изложенная митр. Сергием, находящимся в то время под домашним арестом, поддерживалась митр. Михаилом Киевским, еп. Иосифом, еп. Екатеринбургским  Григорием, которых патриарший местоблюститель митр. Петр указом, датируемым 1 февраля 1926 года, отстранил от церковных дел вообще.[24]

Отрицательное отношение «к воссоединению старообрядцев с Православной Церковью», некоторых лиц из священноначалия Русской Православной Церкви подорвало доверие и уважение к епископату, священнослужителям в Уфимской, Томской, Туркестанской епархий. Многие старообрядцы снова ушли в раскол. Хочется еще раз отметить, что на  благое деяние по «воссоединению старообрядчества» с православием и осуществлением его архиеп. Андрея благословил и патриарх Тихон и митр.Антоний Храповицкий.

 В 1925 г. митр. Петр запретил служить Владыке Андрею, а в 1926 г. митр. Сергий подтвердил этот запрет. Но множество епископов Православной Церкви с этим не согласились, т.к. были уверены в безупречности поведения Владыки. К ним можно отнести: митр. Ярославский Агафангел(Преображенский Александр Лаврентьевич, скончался от сердечного приступа в октябре 1928 г.), еп. Дмитровский  Питирим(Крылов Порфирий Семенович расстрелян 1937г.) и еп. Белгородский Антоний(расстрелян 1 июня 1938г.)  , еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии Аввакум (Боровков Григорий Антонович, расстрелян 15 октября 1937г. ) и еп. Саткинский и Игринский, викарий Уфимской епархии Руфин (Брехов Роман Иванович, расстрелян 12 октября 1931г.).

Два викарных епископа Антоний и Питирим решительно не поверили заместителю местоблюстителя митр.Сергию и местоблюстителю митр. Петру.  Один из них, епископ Антоний, добился допуска в архив Священного Синода и увидел, что документов, касающихся «ухода в раскол» и «запрещении Владыки Андрея» [25]нет. На их отсутствие Синодские служащие дали ответ: «Вероятно митр. Петр только попугать хотел еп. Андрея!». [26]

Приближаясь к концу этой главы курсовой работы, следует сказать, что архиеп. Андрея «отправили в запрет» не Соборно, а на словах, с помощью наговоров. Мы в очередной раз убеждаемся в его честности и чистоте, а письма, написанные перечисленными епископами, являются ложными.

Предпринятые Владыкой Андреем шаги укрепляли веру Православную в тяжелые смутные времена, и, тем самым, хоть в какой-то мере тормозили наплыв безбожия. Поэтому они оказались невыгодными безбожным властям и тем, кто ее поддерживал или шел у нихна поводу. Святых Священномученика Андрея и священномученика Симона можно смело назвать апостолами Единоверия XX века.

 

2.2                    Обзор труда  архиепископа Андрея (Ухтомского) "История моего старообрядчества. Часть вторая"

Следует отметить, что первая и вторая часть «Истории моего старообрядчества» не могут пересказываться по отдельности. В сущности, они пересказывают одни и те же события. Первая тетрадь была написана в Уфимской тюрьме в 1926 г., а вторая в 1933 г. в Алма – Ате.

Первые страницы идентичны первой части «Истории…», они описывают, как патр.Тихон был осведомлен о присоединении «беглопоповцев», он знал о принятии ими еп. Николы (Позднева), бывшего ректора академии, а также о благословении рукоположения во епископы архим. Климента в 3 сентября 1925г. Через некоторое время оказалось, что «беглоповцы» не признали Владыку Андрея, а еп. Климента приняли в «сущем сане» после раскаяния перед Белокриницкими архиереями. Архиеп. Андрей говорит с сожалением: «Так моя попытка примирения с беглопоповцами и желание привести их положение в сколько–нибудь приличное, в каноническом отношении закончились вполне грустно – совершенно безрезультатно»[27].

Владыка признается, что это нисколько не важно, важно иное. Он называет профессоров, таких как «Субботин, Крючков, Александров, Белоликов», лжецами, т.к. они сделали себе карьеру, оклеветав старообрядчество. Он  утверждает, что борьба петербургского строя со старообрядчеством была, в сущности, борьбою с гражданской свободой, а миссионеры свели ее к спорам об аллилуйе, двуперстии, о поклонах. Как правило, последние, побеждали своих соперников на бумаге. Они воспитали семинаристов ненадежными модернистами, регрессировавшими в «обновленцев». В народе говорилось, что «революция началась с семинарий», а виной всему преподаватели, сродные митр. Свердловскому  Григорию (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович), скончался 26 апреля 1932 года вне общения с Православной Церковью), основателю григорианского раскола. Они оба отказались признать над собою главенство митр. Сергия вместе с 12 епископами. Архиеп. Андрей вел переписку с митр. Григорием, которая закончилась словами о «цезарепапизме» и отказом на предложение митр. Григорием Владыке Андрею «уйти из Церкви Православной» и раскаяться в «Асхабадской ошибке».[28]

Еп. Виктор (Константин Александрович Островидов, скончался от менингита 2 мая 1934 в ссылке), в письмах своей пастве он называл Декларации и благословения митр. Сергия «явной изменой Истине»,[29] за что и был гоним.

В октябре 1928 года архиеп. Андрей был арестован и перевезен в Ярославский политический изолятор.  В тюрьме он узнал из газет о подрыве кафедрального  Храма Христа Спасителя и приказе уничтожать храмы Ярославля. Узнал, что в Казанском Соборе Ленинграда проходило венчание какого-то архиерея с женщиной. Подобные новости подорвали здоровье архиеп. Андрея, он сильно заболел. Но главные «шокирующие новости» были впереди.

Тогда же местоблюститель митр. Сергий и члены Синода публично заявили на весь мир, что гонений на Церковь в СССР нет, и что закрытие храмов в СССР производится по инициативе населения, а не власти. Первоиерарх заявил, что безбожники организовали отдельные группы для уничтожения соборов и Православных храмов.[30] На вопрос о репрессиях ответ был дан неоднозначный, в ответе упоминалось, что репрессиям подвергаются все жители СССР, а Церковь страдает из-за того, что очень срослась с монархическим строем и открытыми врагами (А.В. Колчаком, и А. И. Деникиным). Дальнейшие комментарии митр. Сергия говорят о том, что его, видимо, сильно запугали власти, и что у него не оказалось физических и духовных сил противостоять ей. Такого же мнения придерживались митр. Сергий Нижегородский, митр. Саратовский Серафим, архиеп. Хутынский Алексий, архиеп. Звенигородский Филип, еп. Орехово – Зуевский Питирим — все они подписались 15 февраля 1930 года под этим документом.

К 1932 году в г. Москве осталось четыре храма, в которых отказывались признавать главенство митр. Сергия. В двух из них Андрей(Ухтомский) молился в качестве мирянина. Окормлялся  у одного иеромонаха, который также не признавал «самодержавия митрополита Сергия» [31]. В 1932 году стало известно, что духовенство этих четырех храмов было лишено права служить.

Когда в очередной раз архиеп. Андрея сослали в Алма-Ату, ни в один храм его не пускали, объясняя это тем, что общение с ним может вызвать недовольство со стороны начальства. И вот, 4  октября 1932 года, Владыка Андрей получил «св. Дары от старообрядцев, это было проявление их христианской любви и доверия ко мне»[32] к нему.  Владыка немедля отправил в один из дней письмо с благодарностью и просьбой принять участие в ближайшем Соборе старообрядцев различных согласий, который был намечен на 1932 год.

В заключении этого спорного труда Владыки Андрея нельзя говорить о том, что он ушел в раскол. Время было очень тяжелое, особенно для православных христиан. Методы местоблюстителя патриарха были очень жёсткими и двоякими. Да, митр. Сергия, возможно, и вынуждали поступаться со своей совестью, но это смутило очень много епископов и священства, это также разрушило до основания Единоверие.

Заканчиваются письма яркими словами, очень строгими по содержанию. Из писем видно, что архиеп. Андрей не принадлежал никакому политическому движению, он говорил: «Я — только христианин и последователь великого христианского гения, апостола Павла; я — христианский общинник! — Я считаю, что социология ап. Павла, основанная на учении о Богочеловеке Господа Спасителя, обеспечивает для всякого человека и земную социальную правду и вечное его спасение…». [33]

Заключение

Сегодня мы понимаем, что Единоверие­ – это не уния с целью адаптации старообрядцев к «новообрядческой» реалии. Синодальные деятели, объявившие себя создателями Единоверия, всегда его воспринимали как средство к принятию общепринятой реалии, в которой мы сейчас живем. Но зачем одним Православным советовать быть более Православными, ведь это утопия, носильная корректировка обрядового мышления всегда заканчивается, и заканчивалась историческими трагедиями.  Восприятие Единоверия как средства, применяемого по причине неготовности старообрядцев сразу принять все нововведения, присуще деятелям времени митр. Платона(Левшина) и митр. Филарета(Дроздова), которые попытались и присудили незаконно Единоверию роль средства смены обряда, но зачем его менять на что-то, если обряд не главное в вере человека. Ведь обряд, это личное дело каждого. Можно молиться по «Оку церковному» или по «Типикону», «Октаю» или «Октоиху». Но, несомненно, что рано или поздно одно другое вытеснит, но это уже вопрос не подлежащий решению, это юрисдикция самого Бога и Его промысла. 

С волнением предполагаю… Если «разжиреют» и разложаться нравственно молящиеся по «Оку церковному», то чтущие «Типикон» воскликнут трегубо «Аллилуйя», а если нет, то «Типикон» будет забыт на полках библиотек вместе с трегубой и троеперстием.  Жестоко считать Единоверие средством, т.к. Единоверцы­ – это, прежде всего, люди со своей гражданской позицией, неправильность которой безуспешно доказывали целых 350 лет. И запрещение, свободно всем Православным христианам переходить в Единоверие в «Правилах Единоверия» митр. Платона(Левшина), вероятно означало, невыгодность Единоверия «столпам» Православия Синодального периода. Подобные действия привели бы к  вымиранию и разложению, но оживили его своей деятельностью патр. Тихон, Николай II, П.А. Столыпин, еп. Симон Шлеев, арх.Андрей (Ухтомский) и другие. Все из этого списка в большинстве мученически приняли смерть, т.к. могли противостоять растлителям нашей Родины и конечно же не могли быть терпимы богохульниками, захватившими власть в 1917 году.

Мы выяснили, что архиеп. Андрей не присоединялся к старообрядческому расколу.  Об этом повествуют его письма с объяснениями условий присоединения «старообрядцев» к Православию в тяжелые революционные годы. Тем, кто имеет противоположную точку зрения, не мешало бы подробнее ознакомиться со всеми доступными сегодня документами, а не только с официальной точкой зрения каких-либо  в кавычках авторитетных источников. Очень не хотелось бы, чтобы прочтение моего доклада вызвало споры, резкие суждения, непримиримые утверждения, что на руку раскольникам, как старообрядческого, так и новообрядческого толков. 

Поэтому, в заключении хотелось бы высказать мнение, что история — это главный помощник  в осознании своих ошибок, история — это источник «поучительных примеров». Понимание этого может изменить к лучшему будущее любого народа. Большинством история и современность воспринимаются как несовместимые «временные стихии». Но история, это «бывшее настоящее», а значит и вся историческая наука не мыслима без отделений «вчера от сегодня». Любые изменения «вчера и сегодня» должны учитываться и не должны осуждаться изучающими ее учеными, преподавателями, студентами, ведь историческим изменениям необходима исключительно констатация. И если нам непонятны действия каких–либо персонажей, то это не говорит о том, что они были безграмотны или глупы.[34]

Личность священномученика Андрея, архиепископа Уфимского, Саткинского и Мензелинского, в историческом пантеоне исповедников и мучеников XX века, несомненно, выглядит величественно, по–апостольски. По смыслу же, ничто так точно не характеризует личность великого святителя — Единоверца, как евангельские слова из Нагорной проповеди: «Блажени есте егда поносят вам, и изженут вы, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради».


[1] Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России. (от зарождения идеи до начала XX века).. 3.1. Реализация указа 1800г..Распространение единоверческих приходов. Глава 3.// Развитие Единоверия в России в XIX–начале XX вв.  — СПб.: Алетейя, 2011. —  с.103

2 Глазков К. В. К вопросу о единоверии в связи с его двухсотлетием. К вопросу о Единоверии в связи с его двухсотлетием. // Церковно-богословско-философский ежегодник Православный Путь: Приложение к журналу «Православная Русь» за 2000 год. С.-71

3 Зеленогорский М. Л. Глава вторая. На путях обновления церковно-общественной жизни \\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. С. 32.

4 Глазков К. В. К вопросу о единоверии в связи с его двухсотлетием. К вопросу о Единоверии в связи с его двухсотлетием. // Церковно-богословско-философский ежегодник Православный Путь: Приложение к журналу «Православная Русь» за 2000 год. С.71

5 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды / Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. С.103

6 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды Открытое письмо министру-председателю А.Ф. Керенскому \\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — 601 с.

7 Глазков К. В. К вопросу о единоверии в связи с его двухсотлетием. К вопросу о Единоверии в связи с его двухсотлетием. // Церковно-богословско-философский ежегодник Православный Путь: Приложение к журналу «Православная Русь» за 2000 год. С.95

8Зеленогорский М. Л. Церковь и государство. Новые условия \\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. С. 57

9 Там же. С. 60

10  Глазков К. В. К вопросу о единоверии в связи с его двухсотлетием. К вопросу о Единоверии в связи с его двухсотлетием. // Церковно-богословско-философский ежегодник Православный Путь: Приложение к журналу «Православная Русь» за 2000 год. С. 96

11 Фирсов С.Л. Время в судьбе: святейший патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) — СПб.: Сатис Держава, 2005. — 241 с.

12 П. Чубаров прот., и др. Православное Единоверие в России Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних сношений Московского Патриархата, Председателя Комиссии  по взаимодействию и сотрудничеству Русской Православной Церкви  и Старообрядчества на юбилейной конференции, посвященной 200-летию канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви Москва, ОВЦС, 27 ноября 2000 года. // СПб.: Изд-во РГПУ им.. А.И. Герцена, 2004. С. – 31

13  Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. История моего старообрядчества \\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — 710 с.

14 Глазков К. В. К вопросу о единоверии в связи с его двухсотлетием. К вопросу о Единоверии в связи с его двухсотлетием. // Церковно-богословско-философский ежегодник Православный Путь: Приложение к журналу «Православная Русь» за 2000 год. — С.100 с.

15 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. История моего старообрядчества \\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — 711 с.

16 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. Приложение 1. Единоверческий архив.\\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С.775

17 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. Приложение 1. Единоверческий архив. \\Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С.775

18 Там же..С.812

19 Там же С.807

20 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. Приложение 1. Единоверческий архив. \\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С.808

21 Там же.

22 Там же. С.815

23 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. . Приложение 1. Единоверческий архив. \\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013.— С.802

24 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. Избави мя от клеветы человеческия(Пс. 118, 134) \\Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С.264

25 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. История моего старообрядчества. \\Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С.711

26 Там же.

27 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. История моего старообрядчества.\\Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С.717

28 Там же.

29 Там же. С.716

30 Там же. С.718

31 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. История моего старообрядчества.\\Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013. — С.719

32 Там же. — С.725

33 Зеленогорский М. Л. Глава третья. Церковь и государство. Новые условия\\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. — 308 с.

34 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. История моего старообрядчества. Тетрадь вторая. \\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013.— С.732

35 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. История моего старообрядчества. Тетрадь вторая.  \\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013 — С.734

36 Там же. С.725

37 Андрей (Ухтомский), свщмч. Труды. История моего старообрядчества. Тетрадь вторая.  \\ Сост. Сидаш Т. Г., Сапожников С. Д., статьи Сидаша Т. Г. — СПб.: Свое издательство, 2013 — С.734

38 Там же С.726

39 Зеленогорский М. Л. История моего старообрядчества. Часть первая.\\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. С. 308.

40 Зеленогорский М. Л. История моего старообрядчества. Часть первая.\\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, С.310

41 Там же.

42 Зеленогорский М. Л. История моего старообрядчества. Часть вторая.\\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. С.325

43 Там же. С.324

44 Зеленогорский М. Л. История моего старообрядчества. Часть вторая.\\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. С.324

45 Зеленогорский М. Л. История моего старообрядчества. Часть вторая.\\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011.С.329

46 Зеленогорский М. Л. История моего старообрядчества. Часть вторая.\\ Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. С.337

47 Там же. С.340

48 Там же. С.347

49 Гумилев Л.Н., Введение. От Руси к России. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 7 с.