По стопам священномученника Симона Охтенского

 

В течение 25 лет Русская Православная Церковь прилагает большие усилия к исцелению ран, нанесенных богоборческой властью в советское время. Мы до сих пор не знаем много о подвиге, который совершили Новомученики и Исповедники церкви Христовой в годы гонений. Один из священномученников - епископ Симон Охтенский. В День его памяти в единоверческом приходе Тихвинской иконы Божией Матери на Анинском погосте (Павлово-на-Неве) состоялось торжественное богослужение.

                Дивен Бог во Святых своих!

                Прославлена земля русская своими святыми, к коим обращаются православные люди со своими скорбями и неудачами, коих прославляют во время богослужений. Но, к сожалению, о епископе Симоне Охтенском знают немногие.

                Епископ Симон (в миру Симеон Иванович Шлеев) родился 20 апреля 1873 года. С 1905 года стал священником Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга. Будучи протоиереем, Симеон был хиротонисан (возведен в сан епископа) Святейшим Патриархом Тихоном в Александро-Невской Лавре 16 июня 1918 года и назначен на новоучрежденную единоверческую кафедру епископом Охтенским. В феврале 1921 года был назначен на кафедру в Уфу правящим епископом. Его трудами был построен Свято-Никольский собор (ныне музей Арктики и Антарктики на улице Марата), монастырь а также открыто несколько училищ и гимназий в СПБ и Уфе.

                Отец Симон был основным организатором лазарета Красного Креста для раненых воинов Первой мировой войны. Он внес огромный вклад в восстановление единоверческих храмов, вдохнул в них вторую жизнь. "Единоверцы - теже православные и имеют право не выделяться в полуцерковь, а имеют все основания быть в той же Церкви, в коей и православные, быть притом и епископом единомысленным с ними и в обрядах" - говорил святой Симон.

                В годы антицерковных репрессий единоверческие приходы вызвали в себе наибольшее внимание безбожников и были подвергнуты почти полному уничтожению. Тому имелось несколько причин: среди единоверческих приходов не было никаких признаков обновленчества, приспособления к времени и власти; основная масса их прихожан принадлежала к тем сословиям, которые подлежали полному уничтожению - зажиточному крестьянству, купечеству, казачеству, частным ремесленникам и т.д.; в этих приходах были сильны традиции соборности, уклада, что вызвало раздражение у новой власти. Антицерковные гонения и коммунистические репрессии против целых классов, ссылки и расстрелы практически полностью (к 1988 году уцелело всего лишь 2 сельских прихода) разрушили традиционную церковную среду единоверия. И хотя Поместный Собор 1917 -1918 годов заложил основы для нового этапа развития единоверческого движения и уврачевания раскола XVII века, естественное течение этого процесса было прервано национальной трагедией России. По словам протоиерея Иоанна Миролюбова, секретаря Комиссии по делам старообрядческих приходов при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦ МП), единоверие вместе со всей Русской Церковью просияло в годы безбожия многими исповедниками и мучениками за веру из числа как священства, так и мирян. Но дальнейшее развитие этого движения шло уже не в русле решений Поместного Собора: так, в 1937 году, когда ни одного единоверческого архиерея уже не оставалось в живых, священноначалие было вынуждено временно передать окормление единоверцев местным архиереям - этот административный принцип действует в Русской Церкви до сих пор. 18 августа 1921 года Симон Охтенский был убит в Самаре двумя выстрелами из револьвера по дороге домой из Воскресенского кафедрального собора.

                В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников русских для общецерковного почитания (до этого состоялась канонизация РПЦ За границей).

                В память о священномученике

                Большая радость посетила православный единоверческий приход Тихвинской иконы Божией Матери на Анинском погосте (Павлово-на- Неве). Здесь, в Свято-Симоно-Андреевском храме 18 августа, в День памяти священномученика Симона, единоверческого епископа Охтенского, состоялось торжественное богослужение. Настоятель храма священноиерей Сергий ведет службу по древлеправославному чину. На всенощном бдении (вечерня, павечерница, полунощница, часы, Божественная Литургия) в величественном деревянном храме представляешь себе, как столетиями молились православные христиане. Владыко Симон Охтенский когда-то писал: "Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии.. В единоверческих церквах и само богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как указано в большом уставе - "Око церковное", укороченной редакцией которого является Типикон" .

                Отрадно, что традиции древлецерковного благочестия, несмотря на жестокие гонения, которые претерпела Церковь, сохранились и до нашего времени.

                Утром после десятичасовой ночной службы верующие совершили водосвятие и прошли Крестным ходом вокруг храма. А также была совершена заупокойная Лития на могиле погибшего воина Александра Чижикова, чьи останки покоятся близ храма, в костнице-контейнере останков воинов, погибших на Невском пятачке. Несмотря на усталость, настроение верующих замечательное. Отец Сергий признается: для него этот день всегда особенный. Чинно и благолепно благовествовали церковнослужители, инок Даниил (Барановский), прихожане.

                Во время службы чувствуешь присутствие священномученника Симона. А душу наполняет свет и благодать. Действительно, кажется, что епископ Симон радуется вместе с нами, ведь в храме царит атмосфера домашнего тепла и уюта. Вспоминается отрывок из книги Ивана Шмелева "Лето Господне": "Август месяц, погода тепла, и торжество такое - все Святые пойдут по улицам - как же не поглядеть. И уговерщенья будет: калачи, баранки, а чайку - сколько душа запросит". Иван Шмелев в широко известном произведении описывает быт единоческого Никольского храма на улице Покровка в Москве.

                Мы веруем, что священномученник Симон не оставит нас, и по его молитвам Господь поможет всем нам.

Виктория Ясная