ЛЮБОВЬ ПОБЕДИТ ВСЕХ И ВСЯ

Слово о единоверцах и о старце Павле Прусском


                Многие задаются вопросом: что такое Православное единоверие, что такое старообрядные приходы Русской Православной Церкви? На территории Тихвинской епархии, в Шлиссельбургском благочинии, в поселке Павлово-на-Неве действует приход, где бережно сохраняется древнерусская богослужебная традиция. В 2016 году здесь отметят сразу три знаменательные даты: 20-летие постройки храма-часовни Тихвинской иконы Божией Матери, 25-летие образования единоверческой общины и 10-летие постройки храма преподобного Сергия Радонежского.

                Четверть века на берегах изящной полноводной красавицы Невы и совсем маленькой речки Мойки горит свеча Православного единоверия. В трех деревянных храмах Анинского погоста за год совершается около 200 богослужений старым чином, где неустанно возносятся молитвы как за старообрядцев, так и за новообрядных христиан. В этом и заключается суть Единоверия: единение в Православии всех чад, пострадавших от последствий великой русской трагедии - церковного раскола XVII века. На протяжении всего периода существования старообрядческого раскола священноначалие Русской Церкви прилагает усилия к его уврачеванию, о чем и свидетельствует существование в лоне Церкви старообрядных приходов (единоверческие общины).

                Старообрядные приходы Русской Церкви - это связующее звено между старообрядцами и Церквью, это возможность приобрести единство со Христом в Церковной ограде и одновременно сохранить старые обрядные формы, в которых было воспитано не одно поколение старообрядцев. Вот и в нашей общине в течение 2015 года приняли Православие и присоединились к Русской Церкви несколько староверов.

                С благословения Преосвященного владыки Мстислава, не оставляющего единоверцев своим вниманием, в 2013 году наш приход участвовал в научно-практической конференции "На рубеже культур: Тихвин в XVII столетии", на которой был зачитан доклад об истории единоверия на Тихвинской земле. Знаменательно, что в дискуссии принимали участие представители Поморских старообрядческих общин. В рамках этой конференции впервые за многие десятилетия был совершен молебен по старому обряду с пением канона чудотворного Тихвинского образа Богородицы в Успенском соборе. Единоверцы не отстают от стремительного движения современной жизни и всеми возможными средствами свидетельствуют о себе, о важного внимательного отношения к вере, богослужению, к русской церковной культуре, к традиционным ценностям.

                В прошедшем 2015 году мы отмечали 120-летие упокоения одного из "апостолов единоверия" XIX века - священноархимандрита Павла Прусского (Леднева Петра Ивановича) Известно, что Федор Михайлович Достоевский в романе "Братья Карамазовы", живописуя литературный образ старца Зосимы, заимствовал черты характера архимандрита Павла (Леднева). Отец Павел - настоящий единоверческий миссионер.

                С именем отца Павла связано появление иерейских крестов, которые теперь носят все священники. Не все знают, что до 1896 года духовенство не носило наперстных крестов. Архимандрит Павел, по поручению императора Николай II, нашел образец креста XVI века. В память о короновании новоизготовленным иерейским крестом древней формы были были награждены все священники Русской Церкви. Обычай крестоношения сохранился и по сей день.

                Архимандрит Павел был воспитан в расколе. "Древлее благочестие" сформировало в нем стойкого в вере христианина, пытливого в вопросах догматики и решительного в поиске правды. Поэтому его путь к единоверию был долгим, но осознанным и выстраданным. Его монашеские подвиги были христианского просвещения - ревностными, как положено старообрядцу. Однако пытливый ум и чуткое, открытое Богу сердце привели его к единству с Вселенским Православием. В 1868 году было совершенно его присоединение к Православной Церкви, к чему он шел почти пятьдесят лет. Последующие 15 лет старец провел в неутомимых миссионерских подвигах, посещая места расселения старообрядцев в России, Турции, Австрии и Восточной Пруссии.

                Время для миссионерства было непростое. Революционная деятельность в России и за рубежом набирала обороты. "Лондонский центр", возглавляемый Герценым, готов был создать в Великобритании на деньги Ротшильдов старообрядческий храм, монастырь, типографию и утвердить епископскую кафедру. К журналу "Колокол" издавалось приложение "Общее вече" для вовлечения старообрядцев в революционную смуту. После беседы с революционером Василием Кельсиевым, уделявшим особое внимание политическим аспектам раскола, отец Павел сказал: "Их цепь чрез разрушение Церкви достигнуть и разрушения государства, а когда достигли ли бы они разрушения Церкви и государства, тогда бы добрались и до нас (старообрядцев; мы нужны им только для достижения цели". Старец понимать опасность такого пути, и даже даже сегодня он предостерегает нас не искать в политических играх какой-либо сиюминутной выгоды, но исполнять по совести свой христианский долг.

                Мы, единоверцы, чтим память архимандрита Павла, как пример искреннего искателя Истины: рожденный в старообрядчестве, он стал причастником полноты благодати церковной и последовательным единоверцем, любившем свой народ, не разделяя его на раскольников и православных. "Никогда, - говорил он, - не называйте старообрядцев раскольниками... Зачем же без нужды создавать себе врагов? Что ты потеряешь, если будешь именовать их просто старообрядцами или людьми старого упования? По Златоусту - нужно отличать ереси, заблуждения, но людей щадить, ибо человек немощен есть... А ты научи его с любовию, терпеливо перенося раздражение и озлобления, и любовь побесит всех и вся"

                Священноиерей Сергей Чиж, настоятель православного единоверческого прихода