Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении

                Сегодня, как и 400 лет назад, мы имеем счастливую возможность лицезреть и поклоняться чудотворному образу Тихвинской Богородицы. Возрожденная Тихвинская обитель снова возносит свои молитвы к Престолу Господню. Мы погружаемся в ту эпоху, видя перед собой бережно восстановленные жемчужины храмовой архитектуры. Не меньшей ценностью обладает древнерусское богослужение и знаменное пение.

                Вчера, 16 сентября 2013 г., в Свято-Успенском соборе перед чудотворным образом Божией Матери было совершенно молебное пение канона по древнему дораскольному чину. До закрытия монастыря старообрядцам разрешали проводить богослужения перед иконой. Наше богослужение состоялось впервые после возвращения Тихвинской иконы, по благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава и настоятеля монастыря архимандрита Евфимия.

                Церковный раскол XVII в. - трагическая страница Русской Православной Церкви и государства Русского. Последствия его ощущаются и сегодня. По мнению А.И.Солженицына, жертвы казней, истязаний, бунтов и репрессий исчисляются около 5 млн. человек. Вот лишь несколько имен Тихвинских ревнителей, страдальцев и исповедников древнего благочестия:

                1. Игумен Николо-Беседного монастыря Досифей.

                2. Преподобный Геннадий Боровкой (Качалов), из иноков Соловецкого монастыря.

                3. Сестры Введенского монастыря: игуменья Измарагда; старицы Александра (Гагарина), Федосья (Давыдова); священники Иван Никитин, Автоном Хрисанфов, дьякон Алексей Терентьев.

                Мы представляем православную единоверческую общину Тихвинской иконы Божией Матери на Анинском погосте п. Павлово Ленинградской области, Шлиссельбургского благочиния, Тихвинской епархии (РПЦ МП). Община создана в 1991г.

                Формально единоверие было учреждено в 1800г. по указу государя Павла I, хотя на самом деле, оно существовало и ранее. Единоверие предполагает служение по дораскольным книгам с соблюдением обрядов и правилам древнего благочестия, при подчинении священноначалию Господствующей Церкви. В целом, до указа о веротерпимости 1905г. единоверие носило миссионерский характер и использовалось для перехода от старого обряда к новому. К 20-м гг. XX в. на территории России существовало до 600 приходов со своим епископатом. После 1917 г. единоверческие приходы и монастыри были уничтожены, к 1990 г. осталось один-два прихода. Постановлением Соборов от 1929 и 1971 гг. клятвы, наложенные в XVII в., были объявлены "яко не бывшие", т.е. щенство и полноту Церковных Таинств. Сейчас в Русском Православии нет ни одного направления, которое бы в такой мере могло способствовать братскому примирению христиан, противостоять церковным расколам, разделениям, лжеучениям, ересям. Отрадно, что знаменное пение отчасти возвращается в храмы, где служат обрядам, появившимся после реформ XVII в., и что оно является эталоном, связующим звеном в церковнопевческой практике всех ответвлений Русской Православной Церкви. В наше время на тихвинской земле действуют пять старообрядческих общин различных согласий и одна единоверческая.

                Уже более тысячи лет назад наши предки приняли от Византийской церкви Святое Православие, а вместе с ним и богослужение. Тексты богослужения перевели святые Кирилл и Мефодий, а мелодию постепенно перевела сама Православная Русь. Этот мелодический перевод совершался не одно столетие и является по сути своей новым мелодическим языком, в котором отразилось Русское Православие.

                Роспев приспособил мелодический материал к богослужебному тексту, но это не музыкальная обработка и не переложение текста на музыку в современном понимании. Этот процесс требует, прежде всего, благодатного озарения. Роспев, как и всякая форма народного творчества, не имеет автора и не возникает стихийно, но развивается подобно растению. Роспев не может быть создан никакими постановлениями церковной власти, его не может сочинить композитор, даже самый гениальный, также нельзя назвать его коллективной композицией, поскольку его создает народ, а не толпа. Роспев не может появиться у людей, действующих по заказу или по велению, по собственному произволу и прихоти, но только лишь по тайному наставлению источника божественных сокровищ, всегда прибывающего в церкви Христовой.

                Это особенно касается мелодии нашего знаменного роспева, возникшего на заре истории нашей Церкви. Он ровесник самого Православия на Руси. Время его появления - конец XI в., завершающая фаза - XVII в. За этот период он приобрел русский национальный характер также, как и Византийское Православие. Высокая духовность знаменной мелодии и ее природа таковы, что очень трудно укладываются в рамки научных исследований.

                По определению протоиерея Н. Трубецкого, "древние церковные песнопения часто сравниваются с драгоценными камнями на царственном венце церкви", где самой большой ценностью обладает знаменный распев - мелодический язык нашего богослужения и по степени совершенства ему нет аналогов в мировой церковно-певческой культуре, поскольку ни один молитвенный напев так вдохновенно и благодатно не выражает Слова Божия.

                В начале II в. епископ Антиохийский Игнатий Богоносец ввел антифонное пение по подобию ангельскому, и по сей день оно украшает богослужение, а две группы певцов именуются ликами, также по ангельскому подобию.

                Наше церковное богослужение существует в нескольких временных поясах, один из них, восьминедельный цикл, именуемый "Осмогласием". В богослужении его ввел преподобный Иоанн Дамаскин. В VIII в. окончательно утвердился богослужебный устав, с его неотъемлемой частью - осмогласием, которую Русская Церковь приняла как основной закон богослужебного пения. Рассматривая знаменное осмогласие как закон, распределяющий богослужебные песнопения по содержанию их текста, а не по ладовому устройству мелодии, мы услаждаемся не красивыми мелодиями, а слышим живую проповедь звуков, вдохновенно передающих то, что невозможно выразить словами. Осмогласие создали святые отцы, для которых мелодия была голосом духа, но не предметом музицирования или упражнения в искусстве.

                Вот несколько характеристик гласов из старых крюковых азбук и капитального труда о знаменном пении протоиерея Бориса Николаева "Знаменный роспев и крюковая нотация, как основа русского православного церковного пения" (с. Толбицы, Псковской обл. 1969г.):

                Глас 1-й - прямой, более других прост, но важен и величествен, настраивающий душу в возвышенным чувствам. Глас победоносного шествия.

                Глас 2-й - нежный, трогательный, сладостный, располагающий к любви, умилению, состраданию, глас "прехождения", т.е. переходного состояния от худшего к лучшему, от тьмы к свету, от временной жизни к вечной, от Ветхого Завета к Новому.

                Глас 3-й - тихий, но твердый, мужественный, способность укрощать страсти, водворять внутренний мир. Глас самый лаконичный по тексту и мелодии, глас тихой радости, светлый, но холодный; глас лунного света, призрачности всего земного.

                Глас 4-й - быстрый, торжественный, возбуждающий радость и веселие, солнечный, золотой, глас множества богородичных песнопений, имеет оттенок покаянности, напоминая нам о нашей греховности и земном характере нашего духовного торжества.

                Главы второй четверицы по отношению к первым четырем завершают и углубляют содержание своего параллельного гласа.

                Если 1-й глас изображает картину величественного шествия, то 5-й глас - это победа, триумф, Пасха, восходящее солнце и в то же время глубокое поклонение, духовная сладость.

                Если 2-й глас называем гласом прехождения, то 6-й - глас сошествия, "сени смертной", глубокой ночи, печали; мелодии его мрачны и в то же время пленительны, наполняют душу умилением.

                7- й глас самый скудный по количеству песнопений. Если 3-й глас неясный, призрачный, то 7-й глас - самый загадочный, апокалиптический глас будущего века. Греки называют его "тяжелым", имеется ввиду - тяжелым для понимания. В нем слышатся простота, покой, но не ночной, а вечный, слово слабый земной отголосок Горнего Иерусалима.

                8- й глас - это глас совершенства, высоты, глас царственный, завершающий земное и указывающий на полноту и совершенство небесного. Еще его можно назвать гласом восклицания, трубным гласом.

                Являясь зеркалом богослужебного текста, знаменная осмогласная мелодия передает то, что улавливается только духовно, но не душевно. Она не только "словесна", но и священна, ибо отражает священный текст, как только возможно воспринять человеку, не утратившему окончательно духовный слух. Наши древние песнописцы и знаметворцы мудро сочетали богомыслие с мелодической красотой изумительность - искусством, церковность - с народным творчеством, духовную простоту - с богопросвещенной мудростью, об этом нам убеждающе говорит знаменное осмогласие.

                Духовный стих о "Прекрасном Иосифе" записан А.К.Лядовым в 1811 г. В певческих книгах середины XVI в. духовные стихи именуются к а к "... стихи покаянны, слезны и умиленны, чтоб душа пришла к покаянию .." Эти вдохновенные образцы народного творчества, как и знаменный роспев, часто группировались по гласам, мелодически очень близкими к знаменному роспеву, они повествуют нам о том, чем наши предки услаждались в свободное от молитв и трудов время. В них слышится духовное умиление, сострадание, сокрушение о грехах и надежда ко спасению.

                Богослужебное чтение также можно назвать пением. В древней Византии существовали особые знаки, сопровождающие тексты богослужения. Часто каждое предложение текста, либо его образы и даже отдельные слова, обрамлялись этими знаками, указывающими на особенности произношения: восходящая и нисходящая интонация, акцентирование слогов, динамика, ускорение и замедление, темп и характер произношения. В богослужебном уставе есть также указания, исполнение которых служит ясности, выразительности и внятности чтения. В наше время, когда на человеческий слух изливаются информационно-звуковые потоки нечистот, нужно особенно тщательно относиться к соблюдению этических норм и правил при чтении и пении.

                Апостол Иаков заповедует: "Злостраждущим творить молитвы, а благодушествующим - петь". Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Там, где песни духовные звучат, туда снисходит благодать Духа и освящает уста и душу.... Даже хотя бы ты не разумел силы слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, и язык освящается этими словами, когда они произносятся со усердием".

                Священноиерей Сергей Чиж, настоятель православного единоверческого прихода