ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛА
В этом году, 12 января, в день памяти святителя Макария, митрополита московского, в жизни русской православной церкви, произошло знаменательное событие, которое, несомненно, будет способствовать преодолению последствий церковного раскола, произошедшего еще в середине 17 века в результате реформы патриарха Никона. Впервые за 360-летнюю историю разрыва и более чем 200-летнюю историю существования Единоверия в Успенском соборе Московского Кремля по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершилась Божественная литургия по древнему богослужебному чину.
Богослужение возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий митропололит Крутицкий и Коломенский, постоянный член Священного Синода РПЦ. Ему сослужил Пресвященный Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский Белорусского экзархата. В Богослужении приняли участие клирики единоверческих приходов Московской, Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархии, в том числе и настоятель Православного единоверческого прихода Тихвинской иконы Божей Матери на Анинском погосте священноиерей Сергий (Чиж). Несмотря на то, что служба длилась около 5 часов, храм был заполнен молящимися как единоверческих, так и новообрядных приходов. Молились единодушно и неразделенно, будто бы в дораскольные времена древней Руси. Наше Кировское благочиние представляли 20 человек певчих и прихожан-единоверцев.
Цена ошибки.
Иногда, чтобы разобраться в настоящем, необходимо обратиться к прошлому. Порой ошибка, совершенная лишь одним человеком, способна негативно отразиться на многих судьбах, а то и на судьбе всего народа. Историки считают, что как раз такой ошибкой стал церковный раскол, происшедший в результате реформы патриарха Никона в середине 17 века. Его последствия - разделение церкви на две непримиримые ветви, гонения на старообрядцев и истребление тех, кто наиболее истово восстал против нововведений; взаимные проклятия. Многие историки считают, что именно этот раскол привел к трагическим событиям российской истории - бунтам, восстаниям, а в последствии и революции 1917 года.
В следующем году исполнится 360 лет Московскому Собору 1654 года. Именно на нем было принято решение о введении новых церковных обрядов и исправлении русских богослужебных книг по новогреческим образцам. Нововведений многие не приняли. Последствия реформы - многовековой раскол Русской церкви и православного народа, который наложил трагический отпечаток на всю историю российского государства.
Различия сохраняются и поныне
Преодолеть разделение церковь не может до сих пор, хотя в самом начале 19 века, при императоре Павле, было утверждено такое понятие как "единоверие", и часть старообрядцев сохранила за собой право совершать богослужение по старому чину, находясь в лоне Русской православной церкви. Однако эта и все дальнейшие попытки окончательно преодолеть раскол еще долго оставались неуспешными.
- Разница заключается в том, что проходят богослужение, и в сохранении единоверцами древнего благочестия - того, что было до 17 века, до раскола,- рассказывает отец Сергий. Мы стараемся молиться так, как молились при преподобном Сергии Радонежском, т.е. в старые времена: по древним книгам, которые были отменены при патриархе Никоне. Однако догматической разницы между старым и современным обрядами нет - одному Богу молимся, одна Литургия. Но есть различия в наложении креста: единоверцы налагают двумя перстами, новообрядцы - тремя. Хотя это не повод для раздора. Немного отличаются молитвы, особенно пение. Смысл их один, а настроение службы - другое. У нас более русское, национальное, более приближенное к корням нашей древности. Это проявляется в этнографическом, фольклорном, культурном отношении. А в новообрядческой современной господствующей церкви, конечно, обычаи немного другие. Они были "освежены" через Польшу влиянием запада. Тогда была своего рода "духовная модернизация". Для многих так удобнее - служба короче. Например, у нас всенощная, то есть вечернее праздничное богослужение, в 2-3 раза длиннее, по 7- 8 часов идет.
Ошибку раскола увидели еще при жизни патриарха Никона. Реформу осудили, но служение по новому обряду отменять не стали, а конфликты на этой почве продолжались.
- Официально клятвы (взаимные проклятия) были сняты лишь 1971 году, - говорит отец Сергий. - Но это было лишь бумажное решение, которое не исполнялось и часто не исполняется до сих пор. Богослужение по старому чину в Успенском соборе - это по сути исполнение того, что было решено 40 лет назад. Это произошло благодаря трезвому уму и любящему сердцу Патриарха Кирилла. Русская и зарубежная церковь объединились. А мы что, не русские, что ли? Нет смысла нам враждовать.
Жизнь единоверческого прихода
Сейчас в мире насчитывается около 30 единоверческих приходов. К 1918 году их было около 600 только в России. Тогда большой толчок к развитию единоверия дал манифест царя-мученика Николая второго "О свободе вероисповедания". Единоверческие храмы большевики уничтожали первыми и больше всего уничтожили. После революции, во времена гонений на церковь, осталось лишь три единоверческих прихода на всю Россию.
- Сейчас с нами открыто не враждуют, а просто относятся настороженно - говорит о. Сергий. - И то лишь отдельные люди, которые о нас ничего не знают, либо их православность хромает.
Один из единоверческих приходов - Тихвинской иконы Божией Матери - находится недалеко от Павлово-на-Неве у реки Мойки. Ему вернули историческое название Анинский погост. В приходе отца Сергия постоянных прихожан около 50 человек. Люди приезжают из Павлово, Санкт-Петербурга, Отрадного, Саперного, Понтонного, Колпина, Дубровки, Синявина, Шлиссельбурга, садоводств Медное и Дачное. А на Крещение до 2-х тысяч человек собирается.
- В 1991 году распоряжением главы администрации Кировского района нам дали один гектар земли, - рассказывает настоятель. - Мы уже три храма построили за эти годы. Все они действуют. Будем еще школу церковно-певческую строить. Колодец у нас есть с самой чистой в округе водой. Проведенный анализ это показал. Людей в храме все прибывает, особенно много молодежи стало приходить.
Храмы были возведены не на пустом месте. Еще в начале 19 века первую Тихвинскую церковь построил обер-прокурор Сената Николай Петрович Рязанов. Это был известный ученный и путешественник, открывший для России американскую Калифорнию (прим.: в мюзикле "Юнона и Авось" - о нем). После 1917 года во времена гонений на церковь там было устроено питейное заведение, разрушена и разобрана она была еще до войны.
Во время Великой Отечественной войны в этих местах (граница Невского "пятачка") проходили жестокие бои, полностью уничтожено село Анненское, располагавшееся здесь.
Десятилетиями о Тихвинской церкви никто ничего не знал. Последний настоятель о. Александр Быстров был арестован в 1938 году и расстрелян в Левашовской пустоши, а родным сообщили, что он был в ссылке и будто бы жив. Правду о нем узнали лишь внуки в конце прошлого века. И только после распада Советского Союза в 1991 году усилиями Сергея Чижа, его жены Татьяны и немногочисленных помощников сперва была построена часовня Тихвинской иконы Божией Матери, а потом еще два храма.
- Торговлю в храме мы сразу отменили: ничего не продается, ничего не покупается, - рассказывает отец Сергий. - Сколько можешь, положи. В принципе, люди какими- то конкретными делами помогают, например, работу строительной бригады оплачивают. На свечи цены мы не назначаем, сколько люди свечей хотят взять, столько и берут, но при этом каждый, сколько может или хочет, оставляет пожертвования на храм. Настроение другое - ты пришел в храм, где нет торговли. Внешне наши прихожане отличаются. У них есть церковная одежда. У нас есть гардероб. Женщины одевают длинные сарафаны, в которых они не ходят на улице, а надевают только на время службы. Повязывают платок под заколочку, как на картинах Васнецова. У мужчин либо косоворотки, либо кафтаны, надевают их тоже только на службу. В убранстве храма у нас позволяются три цвета: белый, желтый (золотой) и багровый. Все скромно и практично. Когда кланяемся, кладем подручники - небольшие коврики или подушечки, чтобы соблюдалась гигиена. У каждого прихожанина свой подручник. Это то, что когда-то было утеряно.
Одна из особенностей служб в приходе Тихвинской иконы Божией Матери - это крюковое пение, которое нынче большая редкость. Им студент Сергий Чиж овладел еще в Ленинградской консерватории, а всю глубину познал лишь после армии, служа регентом в Псковском кафедральном соборе, благодаря отцу Борису (Николаеву), духовнику епархии, у которого исповедовался сам отец Иоанн (Крестьянин).
Как объясняет о. Сергий, единоверцы - это те же православные люди, но они держатся старого обряда, хотя, в отличие от староверов, признают церковную иерархию и находятся под единой властью Патриарха Московского и всея Руси.
Богословы говорят, что раскол - это то, что происходит в умах и сердцах людей, сама же Церковь Христова от начала и до скончания века была, есть и будет единой.
Светлана Машкова
фотография под редакцией священноиерея Сергия Чижа