• Единоверие
    • edinover 200 years
    • edinover 02 Jubiley
    • edinover start
    • edinover 04 stanovlenie
    • Размышления православного единоверца в день Святого Мученика Нестора
  • История храма
  • Икона Тихвинской Божией Матери
  • Храм сегодня
  • Храмовые праздники
    • temp
  • Православный календарь
    • Kalendar history История календаря
    • circles Богослужебные круги
      • sut krug
      • ned krug
      • god krug
    • stat cycle Неподвижный цикл
    • dyn cycle Подвижный цикл
      • pash 2011
  • Посты в православии
  • Наши прихожане
    • temp2
  • Мероприятия, события
    • Церковные мероприятия и события
      • diak Рукоположение Чижа
      • ierey Рукоположение Сергия Зиновьевича Чижа во священноиереи.
      • rozdestvo 2011
      • Liturgija_Kharlampy
      • Его Преосвященство, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав вручает очередную награду-золотой наперстный крест священноиерею Сергию Чижу, настоятелю Православного Единоверческого прихода Тихвинской иконы Божией Матери
      • Богослужебно-литургическое приобщение к древнерусскому благочестию
    • Культурные мероприятия
    • Музыкальные мероприятия
  • Фотоальбом
    • Chasovnja Часовня Тихвинской Иконы Божией Матери
    • Hram Храм Сергия Радонежского
    • Sluzby Богослужения
    • Priroda Природа
    • prazdniki Праздники
    • Kreschenie Крещение
    • Pogost Анинский погост (звонница, усыпальница)
    • tihvin_hram Храм Тихвинской иконы Божией Матери
    • Общение с единоверцами
    • Троица
    • Вербное Воскресение
    • Пасха
  • Знаменное пение
    • 1-й фестиваль знаменного пения 01
      • 1st Vsyplenie Вступительное слово
      • 1-й фестиваль знаменного пения 02
      • 1-й фестиваль знаменного пения 03
      • 1-й фестиваль знаменного пения 04
      • 1-й фестиваль знаменного пения 05
    • 2nd 2-й фестиваль знаменного пения
      • Вступительное слово
      • Духовный стих о праведном Иосифе
    • 3d-festival 3-й фестиваль знаменного пения
      • 3d-01 Вступительное слово
      • 3d-02 Стихира Пасхи и Пасха красная, знамен.распев 5 гл.
      • 3d-03-1-1 Моисейская песнь
      • 3d-03-1-2 Песнь о блудном сыне
      • 3d-03-2 "Отверзу уста мои"
      • 3d-04 Стих из притчи о блудном сыне
  • Наша фонотека
    • fest sound Фестивали звук
    • sounds sluzb Службы звук
  • Видео-альбом
    • video festivals Фестивали знаменного пения
    • Телеэфиры
    • Приход Тихвинской Иконы Божией Матери с высоты птичьего полета
    • Сергий Чиж на ТВ о единоверии
  • Публикации
    • Стражи древнего роспева
    • publik 02 Между храмом и музеем
    • П.Чиж, Архиепископ Андрей - князь Ухтомский
    • Проповедник единоверия. Афонский старец-единоверец схиархимандрит Михаил (Козлов)
    • Солженицын о старообрядчестве
    • АРХИЕПИСКОП НИКИФОР(ФЕОТОКИС)
    • Статья о Имперском Форуме
    • БОГОСЛОВСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ В СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТОЛКОВАНИЯХ И БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТАХ
    • о.Сергий Чиж о Единоверии на ТВ
    • П.Чиж "Консерватизм и либерализм в истории социальной философии по трудам Александра Александровича Киреева"
    • Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию старым чином в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
    • Рассуждение о переводе Священного Писания на бытовой разговорный язык
    • ОБРАЗ ДУХОВНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    • Знаменный распев — основа русского православного церковного пения
  • Преодоление раскола 17века
    • ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛА
    • Укажи нам путь, Одигитрия!
    • Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении
    • ЛЮБОВЬ ПОБЕДИТ ВСЕХ И ВСЯ Слово о единоверцах и о старце Павле Прусском
    • По стопам священномученника Симона Охтенского
    • АРХИЕПИСКОП УФИМСКИЙ АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) И ЕДИНОВЕРИЕ XX ВЕКА
    • С.Чиж Памяти священноархимандрита Павла Прусского (в миру Леднева Петра Ивановича)
  • Основы веры
  • Проповеди свщмч. Андрея
    • Проповедь на Крестопреклонную неделю
  • Наше творчество
    • Поэтическая страничка
    • Прозаические произведения малых форм, и иные литературные фрагменты
      • Листик и иголочка
    • Живопись
    • Фото и видео
    • Музыка
  • Молитвословия повседневные
  • Церковнославянский словарь
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Ю
    • Я
  • Главная
  • Новости
  • Календарь
  • Икона дня
  • Контакты
  • Службы
    • временный календарь

Подвижный цикл

Пасхальный (подвижный) цикл

Пытаясь уяснить структуру христианского календаря, определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, мы обращаем внимание на то, что все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие имеют особые заголовки, указывающие исторические темы их богослужебных воспоминаний. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу, длящемуся большую часть первого полугодия (в среднем – с февраля по июнь).

Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – восемнадцать недель.

Покаянный период, предшествующий Пасхе состоит из

1) трёх подготовительных недель (седмиц)  к Великому посту,

2) Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и

3) Страстной недели (Страстной седмицы).

Четыредесятница и Страстная седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании; его продолжительность – семь недель.

Праздничный период включает в себя:

1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую неделю,

2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и

3) одну неделю после Троицы – праздник «Всех святых».

Богослужебные тексты пасхального периода содержатся в двухтомной книге – "Триоди Постной" и "Триоди Цветной"; отсюда его другое название – "Триодный цикл".

Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определенное число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Например, Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, праздник Вознесения – в четверг, а Радоница – во вторник).

Календарная же дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи "пасхалии" – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчетов, таблиц, которые также называются "пасхалией". При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, именуемых "пасхальными пределами", от 4 апреля – по 8 мая (= 22 марта – 25 апреля по юлианскому календарю). В пределах 35 дней перемещаются и все привязанные к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются "переходящими" (или "подвижными") праздниками.

Юрий Иванович Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия
Материалы к курсу лекций "Введение в православную эортологию".

 

См. расписание Пасхального цикла на текущий год.

 


[1] В церковном обиходе общеславянский термин "неделя" означает преимущественно лишь день воскресный – первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла (недели в бытовом значении). За ним следуют будние дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые "седмицей" (Рубан Ю. Сретение Господне. СПб., 1994, с.179, 181).

[2] См.: Мансветов И. О постах Православной Восточной Церкви. М., 1886, с. 32-53, а также другие работы по истории христианского литургического календаря.

[3] См.: Климишин И. Календарь и хронология. М., 1985; Воронов Л., прот. Календарная проблема. Ее изучение в свете решения Первого Вселенского Собора о пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе // Богословские труды. М., 1971. Сб. 7, с. 170-203; Огицкий Д. Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени // Там же, с. 204-211; Он же. О расхождениях в определении дня праздника Пасхи // ЖМП, 1963, № 3.